Глава 4. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ C ПЬЯНСТВОМ, КУРЕНИЕМ И НАРКОМАНИЕЙ

Естественная трезвость

«Миллионы лет до появления homo sapience и несколько десятков тысяч лет существования человека разумного трезвость являлась прирождённой, обыкновенной, витальной (жизненной) нормой нашего предка… такой же, как например, питание кислородом или прямохождение», — пишет в своей статье «Трезвенническое движение» С.Н. Шевердин.1

Естественной трезвости придерживается всё живое. Хотя, как показывают опыты на некоторых животных, к одурманивающим веществам можно специально приучить.

С внедрением социального употребления одурманивающих веществ обнаруживаются и отрицательные последствия их употребления. Уже в ранних цивилизациях имеются свидетельства того, что алкоголь приносит болезнь и смерть, персональное оглупление и позор, групповую солидарность пьющих (как правило, отрицательную). Поэтому почти одновременно с изобретением алкогольных изделий появились и ранние методы контроля алкогольных излишеств — правила, управляющие производством и распределением, налогообложение, групповые и индивидуальные нормы поведения (Richard H. Blum, 1970).

Важно указать на два принципиально разных подхода к отрезвлению общества:

1. Борьба с пьянством и алкоголизмом, когда боролись с последствиями употребления алкоголя, но цель отрезвления общества не ставилась.

При этом меры, применяемые во всех культурах в борьбе с одурманивающими веществами можно подразделить на религиозные (запретительные или ограничительные), юридические (ограничительные, запретительные, карательные), медицинские и педагогические (образовательные).

2. Борьба за трезвость, когда ставится именно цель отрезвления общества (см. следующую главу).

Религиозные запреты и ограничения

Наиболее успешными антиалкогольными проектами в истории человечества, можно считать религиозные запреты и ограничения на алкоголь. Существуют разные типологии религий. Самая известная из типологий классифицирует их по степени распространённости. Из них к мировым религиям относят, прежде всего, христианство, буддизм, индуизм и ислам. Полный запрет на алкоголь существует в буддизме и исламе. В христианстве допускается употребление вина, но осуждаются состояния опьянения и пьянство.

Христианство

Понятие таинства, чуждое другим религиям, существует только в христианстве. Важнейшие из христианских таинств — крещение (в котором умирает «ветхий» человек и рождается бессмертное существо, предназначенное к спасению) и Евхаристия или Причастие (вкушение хлеба и вина, мистически представляющих Тело и Кровь Христа, ради соединения верующего с Христом — чтобы Христос жил в нём). Это так называемые евангельские таинства, установленные самим Спасителем.2;3;4 Именно таинство Евхаристии часто становится камнем преткновения в спорах о допустимости употребления вина. Из этого таинства обычно делают заключение, что Христианство поддерживает винопитие. Что же есть на самом деле?

Первый новомученик земли Русской, Митрополит московский Владимир (Богоявленский) в докладе «Противъ ли нас (абстинентов) Библія?»,5 сделанном на противоалкогольном Съезде в Москве 6 августа 1912 года, показал и доказал, что на самом деле Священное Писание на стороне тех людей, которые стоят на позиции полного воздержания от алкоголя. Оно не осуждает употребление только того вина, которое не претерпело брожения (т. е. являлось виноградным соком).

Владыка Владимир привёл в своём докладе ряд ценных рассуждений и аргументов, обосновывающих выбор христианином трезвости с нравственной точки зрения.5

Современные исследователи Библии доктор Эвинг, Уильям Пэттон, Самюэль Баккиоки утверждают, что, что вином в Библии называли и виноградный сок, и виноградную гроздь, и любой другой продукт, полученный из винограда. Ферментированное, перебродившее вино, было принято разбавлять водой (1:3; 1:4). Получался напиток немногим крепче кваса (3-4%). Но даже такое винопитие в Библии осуждается. Например, «Книга Притчей Соломоновых» на алкогольное вино ссылается как на насмешника и обманщика, который ведёт к насилию (23:29-30), бедности (23:21), печали (23:29-30), безнравственности (23:33), незащищённости (23:34), бесчувственности (23:35) и даже сравнивает с ядовитой змеёй (23:32).

С другой стороны, воздержание от вина представлено в христианстве как великая добродетель. Бог почтил пророка Даниила за отказ от королевского вина (Книга пророка Даниила 1:5,8,16, 10:3). Величие Иоанна Крестителя в глазах Бога было напрямую связано с фактом, что «он будет велик перед Господом: не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Когда умирал сам Иисус, Он отказался от вина, которое было ему предложено для облегчения страданий: «И привели его на место Голгофу. И давали ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15:23).

Сомнительно также распространённое мнение о том, что именно в алкогольное вино превратил воду Христос на брачном пире в Кане Галилейской: все гости признали, что новое вино лучше предыдущего. Иисус с точки зрения морали не мог сотворить опьяняющее вино и предложить его и без того уже изрядно подвыпившим гостям. Более того, он знал, что пьянство осуждается в Священном Писании. Поэтому исследователи приходят к выводу, что в этом месте, как и в Главе 40 книги Бытия (Быт. 40:9-11), слово «вино» обозначает свежий виноградный сок.

Грех пьянства, должно быть, не был редкостью в библейские времена, т. к. в Библии он упоминается более 70 раз.

Ветхий завет:

Вино глумливо, сикера — буйна, и всякий, увлекающийся ими, не разумен. (Притч. 20:1)

Не будь между упивающимися вином. (Притч. 23:20)

У кого вой, у кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином… (Притч. 29:30)

Вино и женщины развратят разумных. (Сир. 19:2)

Большая досада — жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. (Сир. 26:10)

Против вина не показывайся храбрым, ибо многих погубило вино. (Сир. 31:29)

И т. д.

Новый завет:

Смотрите за собою, чтобы сердца Ваши не отягчались объядением и пьянством. (Лк. 21:34)

Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям. Ни пьянству. (Рим. 13:13)

Я писал Вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остаётся блудником, или пьяницею. (1Кор. 5:11)

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы… царства Божия не наследуют. (1Кор. 6:10)

Дела плоти суть: прелюбодеяние… пьянство. (Гал. 5:19-21)

Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство. (Ефес. 5:18) 6;7;8

И т. д.

В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.

Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей и Свидетелями Иеговы.

Модерационисты утверждают, что вино — это дар Божий, и его не нужно запрещать.

Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и протестантские группы.

Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность — причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.

Прогибиционизм — это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты 7-го дня и др. прогибиционисты.

Отношение к вину в православии можно отнести и к модерационизму, и к абстенционизму.

После раскола Христианской Церкви 1054 года наименование «православная» закрепилось за восточной церковью. Православное вероучение базируется на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, решения поместных соборов, сочинения отцов церкви и т.д.). В таинстве причастия здесь используются квасный хлеб и вино. Важной частью православного образа жизни являются посты, всего до 200 дней в году. В числе основных принципов — воздержание и умеренность.

Св. отцы и учителя Церкви также осуждали винопитие:

Св. Василий Великий: «Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли».

Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды.

Св. Иоанн Златоуст: «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия… Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется».

Св. Григорий Богослов: «Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум».

«Вода — прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум».

Климент Александрийский: «Всякий человек, напившись вина, делается раздражительным, ослабевает умом, бывает многоречив».

Ефрем Сирин: «Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, что не должно, богатство своё. Как чужое, расхищает и отдаёт врагам, потому что упоение омрачило его ум».

Св. Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая — Богу. Хочешь служить врагу — пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением — и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога».

Св. Серафим Саровский: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своём не только вина, но даже и посудины винной».

На волне трезвеннических движений в России в XIX — начале XX столетий Православная Церковь находилась на передовых рубежах борьбы за трезвость (см. Главу 5). До революции в Российской империи действовало около 3000 парафиальных братств трезвости, которые объединяли более полумиллиона человек, принявших обет полного воздержания от алкоголя.

Однако в современной Православной Церкви единой точки зрения на употребление алкоголя нет, и лишь небольшая часть православных священников участвует в трезвенническом движении.

Индуизм

Протоиндийская культура зародилась в V-IV тысячелетию до н. э. в долине Инда. Дравиды умели ковать металл, выплавлять бронзу, делать фаянсовую посуду. Позже эти земли заселили кочевые арийские племена из евразийских степей, которые ассимилировались с аборигенами. Известно, что жрецы арийских племен, принося жертвы умершим предкам, готовили пьянящую сому, зажигали костры и закалывали жертвенное животное, после чего наступала общая трапеза, в которой, по их мнению, участвовали и боги.

Со II тысячелетия до н. э. арийские жрецы занимались составлением вед, сакральных текстов, с которых и началась история древнеиндийской книжности.

Точного числа индуистских богов не знает ни один индус. Иногда говорят, что на одного жителя индии приходится по три бога. Центральное понятие индуистской философии — брахман — мыслится как объективная реальность, абсолютный дух, основа всего. Брахман обитает в каждом человеке, поэтому постижение брахмана означает познание человеком самого себя. Один из главных путей постижения брахмана — через йогу, что подразумевает аскетический образ жизни, соблюдение многочисленных нравственных правил и запретов, специальные психофизические тренинги, в том числе неупотребление одурманивающих веществ.10 Далеко не все в современной Индии практикуют йогу, но современная Индия — почти полностью трезвая страна.

Буддизм

Буддизм существует как этико-нормативная программа. Будда родился в семье царя маленькой страны на северо-востоке Индии в середине VI в. до н. э. В возрасте 29 лет он избрал путь суровой аскезы, стал странником и проповедником. Будда говорит не об умерении страстей (страстям угодить невозможно), но о том, как переводить деятельность на такую основу, когда страсти вообще исчезают. Все требования этики Будды являются запретительными, а в совокупности они представляют собой некую систему нравственного отрешения от мира. Моральный кодекс Будды состоит из пяти запретов: буддист-мирянин не должен убивать, воровать, жить нецеломудренно, лгать и употреблять опьяняющие «напитки». Нравственность интересует Будду как путь спасения.9

Ислам

Своеобразие Корана, священной книги мусульман, состоит в том, что в отличие от христианской этики, которую можно назвать этикой общих принципов, мусульманская этика является этикой конкретных норм. Коран содержит основные предписания и наставления, которые должен выполнять мусульманин, в их числе предписания, способствующие чистоте окружающей среды и сохранению здоровья. Одним из категорических запретов ислама является запрет на употребление алкоголя.

Запрет на употребление вина был предписан Кораном в 3 этапа. На первом этапе аят Корана оценил положительные и отрицательные стороны вина, и в результате сравнения вред оказался большим: «В них обоих (вине и майсире, т. е. азартных играх — авт.) великий грех и некая польза для людей, но грех их больше» (Коран, сура «Корова», 2:219). Затем был ниспослан аят, который запретил молиться в пьяном виде: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока будете понимать, что вы говорите» (Коран, сура «Женщины», 4:43). Затем был ниспослан аят, в котором уже ясно говорилось о строгом запрете на употребление вина: «О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы — мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажитесь счастливыми! » (Коран, сура Трапеза, 6:90.91).

Мухаммеду принадлежат изречения: «От всего, от чего человек теряет рассудок — запретно!»; Не пей опьяняющего, ибо оно ключ всех злодеяний…»; «40 дней Бог не примет молитву того, кто выпьет опьяняющий напиток…».

Ислам настолько строго относится к алкоголю, что не поощряет его использование даже в медицинских целях: «Поистине, Аллах не сделал для вас лечения в том, что запретил для вас». Многие арабы, только что принявшие ислам, пытались убедить Пророка, что они и сами пьют спиртное, и дают его как лекарство. Пророк не соглашался: «Это не лекарство, оно само причина болезни и нерасположения духа».12

И по сей день мусульманские муллы никогда не забывают напоминать своим прихожанам во время проповедей о необходимости воздержания от алкоголя и последствиях, прежде всего духовных, его употребления.

Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений

Как сообщает профессор А.Н. Маюров, всего 416 религий исповедуют трезвость и трезвение. В их числе трезвые мусульмане представляют около 20% всего населения земного шара. Буддизм исповедуют около 500 миллионов человек (около 6% населения планеты). По числу приверженцев Индуизм является третьей религией мира. Численность его сторонников перевалила за 800 миллионов человек, что составляет около 14% всего населения земного шара.

Наряду с древними и традиционными религиями в разных странах мира активные действия по отрезвлению народов проявляют и относительно новые религиозные конфессии. В частности, адвентисты седьмого дня (более 16 миллионов человек), приверженцы бахаизма (более 6 миллионов человек), мормоны (более 8,2 миллионов человек), сторонники методизма (свыше 60 миллионов человек) и другие…». По мнению А.Н. Маюрова, 2/3 человечества живут трезво или в условиях строгих ограничений.13

Таким образом, основные мировые религии исповедуют воздержание, самодисциплину, самосовершенствование, что подразумевает и воздержание от опьяняющих веществ. Но как показывает жизнь, проблем с пьянством нет или почти нет только в тех странах, где религии запрещают употребление алкоголя, где не остаётся лазеек для компромиссов.

Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом

Юридические меры

В Древнем Египте пьяниц подвергали публичному осмеянию и другим наказаниям. В Китае за 2286 лет до Рождества Христова был издан эдикт, воспрещавший неумеренное потребление спиртных изделий. В 1279 году до Рождества Христова из Китая были изгнаны все винокуры, а в 2205 году пьянство в Китае стало караться смертной казнью. Примеру китайцев последовали вскоре японцы. Продажу и потребление алкоголя запрещали и законы Древней Индии.

Афиняне считали заслуживающим смертной казни члена городского суда, если он напивался пьяным. В Древнем Риме в III в. до н. э. запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Пьянство женщин наказывалось смертной казнью. Всякий римлянин имел право убить свою жену или раба, если они напивались пьяными. Римские цезари имели право упившегося сенатора лишить должности и конфисковать его имущество. Ликург Оракийский и Тербул Бомарский (704 г.) воспрещали разведение виноградников (Г.И. Гордон, 1910). В 862 году до н. э. Сенат Рима запретил празднества в честь Бахуса и казнил несколько тысяч участников вакханалий, однако это уже не спасло римлян, потому что пьянство пустило глубокие корни в древнеримском обществе.14 Карл Великий предписал судьям строгое воздержание от алкоголя во время отправления судейской должности (С. Остроумов, 1904).

XIV, XV, XVI вв. — это время распространения пьянства в Европе. Здесь также преобладали юридические меры борьбы. Делались попытки ограничить пагубные последствия употребления алкоголя, но само пьянство преодолеть не удалось. Суд Парижа в 1397 году запретил ремесленникам посещать питейные заведения в рабочие дни. В 1524 году маркграф Гессенский Филипп (Германия) велел изъять из продажи крепкий алкоголь. В Англии пьяниц водили с ярмом на шее.

С развитием капиталистических отношений распространённость алкоголизма растёт. Алкоголь выпускается в промышленных масштабах и становится всё более доступным для масс народа. В XIX-XX вв. с проблемами алкоголизма сталкиваются США, Бельгия, Великобритания, Финляндия, Швейцария.

В начале XIX столетия пьянство сильно возросло в Швеции. Потребление крепкого алкоголя доходило до 46 литров на душу населения. Но шведы нашли достаточно эффективный способ борьбы с пьянством. В 1865 году они ввели Готенбургскую систему, согласно которой крепкий алкоголь полностью изымался из розничной торговли, и его отпуск разрешался в ограниченном количестве при условии одновременного приёма горячей пищи. Владельцы таверн никакого дохода от продажи алкоголя не получали, он шёл в распоряжение общины. Через 20 лет, в 1885 году было запрещено частное винокурение. В начале ХХ столетия потребление алкоголя снизилось до 8 литров на душу населения.

В 1919 году шведы вместо Готенбургской системы ввели систему Брата. Главе семьи разрешалось приобрести в течение месяца по карточкам 4 литра спиртных изделий крепостью не более 22 градусов. Закон запрещал продавать спиртные изделия: лицам моложе 21 года; лицам, которые в течение последних двух лет были оштрафованы за появление в пьяном виде; лицам, которые в течение трёх последних лет совершили какой-либо проступок в пьяном состоянии; лицам, которые лишены этого права по постановлению комиссии трезвости при общине. Закон также запрещал продажу алкоголя в одном помещении с продуктами питания.

Система Брата действовала до 1953 года и постепенно отмерла.15

Сегодня в Швеции существует жёсткая госмонополия на алкоголь — производить алкоголь может только государство. Алкоголь продают только в немногих специализированных магазинах (1 на 14 тысяч жителей), и находятся они исключительно на окраинах, подальше от людских глаз. Рекламу алкоголя можно увидеть только здесь. Есть ограничения и во времени: торговля алкоголем запрещена после 19.00, ночью, в выходные и праздники. Есть ограничения и по возрасту. Хотя совершеннолетие здесь наступает в 18 лет, оно даёт право только на голосование на выборах. Право покупать алкоголь молодые люди могут реализовать только с 21 года по паспорту. И этот закон не нарушается. С продавцами алкоголя ведётся просветительная работа. Кроме того, для выявления нарушений часто используется метод провокаций. Полиция направляет за алкоголем молодых людей, которым уже исполнился 21 год, но которые выглядят моложе своего возраста, и следит, чтобы у молодых людей потребовали паспорт.

Алкоголь разрешён и в ресторанах, но контроль и здесь очень жёсткий. В 2006 году 50 ресторанов Стокгольма были лишены лицензии на торговлю алкоголем из-за нарушения правил торговли, например, доведения клиента до состояния опьянения.

В Швеции самый высокий налог на алкоголь — 90 процентов от себестоимости.

Результатом длительных, последовательных ограничений является то, что среди пьющих стран в XXI веке Швеция — одна из самых трезвых (5,2 л абсолютного алкоголя на душу населения).

Со вступлением в Евросоюз под его давлением ситуация в Швеции ухудшилась, но свою монополию на алкоголь она отстояла. К сожалению, по настоянию Евросоюза, в супермаркетах теперь можно купить так называемое «народное пиво», некрепкое по российским меркам: 4 баночки пива содержат 15-17 миллилитров алкоголя (примерно десертная ложечка). Но даже это волнует шведских экспертов, т. к. пиво является провоцирующим «напитком» и способствует более раннему приобщению к алкоголю. Характерной чертой современной алкогольной ситуации в Швеции являются противоречия между теми, кто вообще не пьёт, и теми, кто пьёт всё больше. Но судя по демографическим показателям, здравый смысл здесь преобладает. Ожидаемая продолжительность жизни шведских мужчин — 78 лет, женщин — 82 года против 58 и 72 соответственно в России начала третьего тысячелетия.16

Таким образом, исторический опыт показывает, что юридические ограничительные меры — это меры с ограниченными возможностями.

Медицинские меры

Есть свидетельства, что ещё Гиппократ описывал психозы, связанные с употреблением алкоголя, а в Византии существовали специальные лечебницы для алкоголиков. Английский парламент в 1879 и в 1888 гг. принимает «Акт о привычных пьяницах», согласно которому этих лиц направляли в специальные учреждения для лечения.

Первое десятилетие ХХ столетия во всех странах характеризуется наличием различных форм лечебной помощи лицам, страдающим алкоголизмом. Так, в Германии в 1909 г. функционирует ряд лечебниц для алкоголиков. В Пруссии алкоголиков лечат в психиатрических больницах. Предусматривалось как добровольное, так и принудительное лечение. Специальные лечебницы для алкоголиков открывают и в Англии, но лечат их в содружестве с психиатрами.

Особенно бурно распространение алкоголизма начинается в 50-е гг. ХХ столетия. К 1970 г. употребление абсолютного алкоголя на душу населения достигло: во Франции — 18,6 л.; Италии — 17,5 л.; ФРГ — 13,2 л.; США — 9,5 л.; Венгрии — 8,8 л.; Чехословакии — 8,4 л.; Югославии — 7,3 л.; Румынии — 6,6 л.

С ростом алкоголизма стали расти преступность, травматизм, общая смертность населения. К 1975 г. только в рамках международных организаций (ВОЗ, ООН и др.) стал функционировать ряд комитетов и организаций, занимающихся проблемами алкоголизма, а также курения и наркомании.

В большинстве европейских стран есть национальные комитеты, возглавляющие и координирующие усилия различных организаций по борьбе с алкоголизмом. Законодательством Франции, Великобритании США предусматривается повышенная ответственность за совершение противоправных действий в состоянии опьянения. В Швеции все алкоголики попадают в поле зрения судов и полиции.

В большинстве европейских стран организуются специализированные антиалкогольные стационары или амбулаторные учреждения (ФРГ, Швейцария). В отдельных штатах США для специализированных клиник разработаны программы лечения и реабилитации алкоголиков. В СССР была организована сеть лечебно-трудовых профилакториев с принудительным лечением и трудотерапией.17

Преобладающими методами лечения в наркологии являются медикаментозные в сочетании с психотерапией. Результаты наркологических служб во всём мире весьма скромные: излечиваются от алкоголизма лишь 2-5%. Самой большой проблемой является снятие психической зависимости от алкоголя (как и от других одурманивающих веществ). Становится всё более очевидным, что медицинское направление борьбы с алкоголизмом — это борьба со следствиями, а не с причинами.

В сухозаконных странах сегодня тоже создаются наркологические службы (Ирак, Объединенные Арабские Эмираты и др.), но ситуация там совершенно иная, алкоголизм встречается на уровне единичных случаев.

Тяжёлая ситуация в традиционно пьющих странах. В начале третьего тысячелетия Европейский Союз является одним из самых пьющих регионов мира (среднее потребление алкоголя на одного пьющего составляет 15 л в год.18 Больше пьют только в России (18 л в год).

Таким образом, исторический опыт показывает, что и медицинские меры — это меры с ограниченными возможностями.

Педагогические (образовательные) меры

Педагогические меры борьбы с пьянством имеют давнюю историю. Вопрос о целесообразности антиалкогольного просвещения ставился ещё в Древней Греции Платоном. В Древнем Риме в целях антиалкогольного воспитания молодёжи пытались использовать метод примера: рабов специально напаивали допьяна и потом водили по улицам, чтобы наглядно показать молодёжи, насколько омерзительно пьянство.19 В Древней Греции винопитие осуждали Гомер, Геродот, Каллимах, Полемон, Феокрит. Косвенными свидетельствами о характере употребления алкоголя в то время являются литературные памятники, в том числе, эпитафии. Вот надпись на могильном камне (Каллимах, 310-240 гг. до н. э.): «Пьяницу Эрасиксена сгубили винные чаши: выпил несмешанными он сразу две чаши вина».20

Педагогический смысл имеют тексты Священного писания и поучения святых отцов, обличающие вред пьянства. В России против пьянства ополчились главные книги по духовно-нравственному и бытовому наставлению «Стоглав» и «Домострой», В них указано, что «душе погибель и дому разорение» несут те, кто «ест и пьёт безудержно, до обжорства и опьянения», «в содомский впадает грех или держит корчму» и т.д.21

В борьбу с пьянством вступают писатели и поэты:

У. Шекспир:

«О ты, незримая сила вина! Если не дано тебе ещё названия, так я назову тебя дьяволом».

Ф.М. Достоевский:

«От пьянства народ загноился… От него иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие».

«Употребление спиртных «напитков» скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, тупит перед всякой доброй пропагандой, а главное — неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность».

Л.Н. Толстой:

«Спиртные напитки — зло, дьявольское питьё, от них люди делаются сначала как лисицы, потом как волки и, наконец, как свиньи».

Великие учёные второй половины XIX — начала XX столетия сосредоточивают свою антиалкогольную пропаганду не только и столько на физических последствиях пьянства, сколько на духовных:

Проф. П.И. Ковалевский:

«В числе первых признаков алкогольного слабоумия является ослабление и падение нравственных начал… Пьяница всему предпочитает кабак и водку… Такой человек забывает требования общественных условий, нравственных приличий и общепринятых законов в деле поклонения своему идолу. Ложь, обман, воровство, мошенничество — всё это самые позволительные средства».

Проф. А. Форель:

«Медленно, исподволь пьяница делается нелюдимее, чувственнее, глупее, нравственное чувство притупляется, усыпляется совесть, он делается лживым, лукавым и тупым. Быстро умирает в человеке человек, пока наконец какая-нибудь обессиливающая болезнь (катар желудка, случайный перелом ноги или просто истощение) не вызовет появления белой горячки».

Проф. Чиж:

«Алкоголь, ослабляя умственные способности и волю пьяницы, разрушает тем самым высшие нравственные понятия, — одним словом, ведёт к безнравственности, преступности, потому что пьяница, лишённый руководства нравственных чувствований и понятий, поступает под влиянием эгоистических мотивов и даже чисто животных побуждений».

В.М. Бехтерев:

«Бедность и преступления, с одной стороны, и развитие нервных и душевных болезней, с другой, — вот доказанные современной наукой гибельные последствия алкоголизма».

«Нечего и говорить, что цифры погибающих от опоя ещё ничуть не выражают числа лиц, погибающих от алкоголя вообще… нельзя не принять во внимание лиц, погибающих духовно и нравственно от пьянства».

Первые научно обоснованные попытки ввести антиалкогольное воспитание в систему образования были сделаны в ряде стран в конце XIX — начале XX вв. Так, в 1882 году в штате Вермонт (США) был издан закон, вводящий обязательные уроки трезвости как в начальных училищах, так и в средних и высших школах. К 1889 году такие уроки стали обязательными уже в 41 штатах. «Антиалкоголические» уроки были введены в Канаде, Англии, Швеции, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции.22

В России к началу ХХ столетия уже выпускается ряд антиалкогольных журналов («Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвые всходы» и др.) и появляются первые отечественные учебники трезвости. Основным направлением антиалкогольного воспитания тех лет было просвещение, формирование антиалкогольных знаний в процессе изучения основных школьных предметов и на уроках трезвости. Над этой проблемой работали Д. Бородин, Д.Г. Булгаковский, П. Иеромонах, Г.Ф. Марков, А.А. Мендельсон, В.О. Португалов, А.В. Соболевский, С. Успенский и др. Создавались коллективные учебники и программы. М.М. и С.М. Беляевы составили «Сборник задач противоалкогольного содержания» (1911). В России пользовался популярностью «Учебник трезвости» (1913) А.А. Мендельсона, который он написал на основе французского учебника трезвости для начальной и средней школы Жюля Денни.

В отношении начальной школы мнения исследователей разделились. Одни считали, что в начальной школе не нужно специально преподавать науку трезвости и достаточно ограничиться краткими беседами, рассказами, проповедью. Другие допускали возможность начать преподавание науки трезвости уже с первых классов начальной школы.

Важно отметить, что процесс антиалкогольного воспитания уже в дореволюционный период не сводился только к просвещению. Так, И.П. Миртов предлагал не только просвещать, но и активизировать социальную активность самих воспитуемых: создавать музеи трезвости, проводить литературно-музыкальные вечера. К. Мирянин предлагал создавать школьные общества трезвости. А.С. Вирениус рекомендовал организовать здоровый образ жизни учащихся в целом. Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости. Учащимся предлагалась и альтернативная деятельность — стрельба, игры, экскурсии.

В резолюции Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с народным пьянством в 1913 году было записано:

«Науку трезвости следует считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом только школьной гигиены.

Преподавание этой науки может быть введено двояким способом: путём вкрапливания элементов во все предметы школьного курса и (для старших классов) в систематическом виде на отдельных специальных уроках».

При советской власти возникают новые формы вовлечения детей в борьбу за трезвый образ жизни: пионерские демонстрации и митинги, призывающие отцов не пить (И.М. Варушкин, И.Д. Страшун, С. Фрейден). Однако после разгрома ОБСА вся антиалкогольная работа в школах была свёрнута и возобновилась только после антиалкогольных постановлений 1985-1987 гг. Были изданы «Методические рекомендации» Е.С. Скворцовой (1978), пособия для школ Д.В. Колесова (1987, 1988), А.Н. Маюрова (1987), А.С. Блинова (1983), В.М. Матвеева и А.Л. Гройсмана, Г.М. Энтина, В.Н. Ягодинского и др.23

На современном рынке учебных пособий самыми известными являются «Уроки культуры здоровья» А.Н. и Я.А. Маюровых, УМК «Полезные привычки», созданный в сотрудничестве с Международной некоммерческой организацией Project Hope и др.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что только педагогическое направление само по себе не достаточно, чтобы отрезвить общество. Педагогические меры имеют ограниченные возможности. Но и они должны стать частью комплексной программы трезвеннической работы.

Из истории борьбы с табаком

Несмотря на то, что к ХVII в. табак завоевал все королевские дворы Европы, были и противники его распространения.

Одним из первых был наследник британского престола Джеймс I. В 1604 году появилось его «Контробвинение против табака». Джеймс не стал развенчивать репутацию табака как панацею от всех болезней, но просто проинформировал Высшего казначея Англии о том, что отныне все импортеры табака будут платить высокую пошлину. Судя по тексту, Джеймс I предпочёл бы совсем запретить табак, но счёл опасным это делать, т. к. курильщиков было много даже среди придворных (Brian Inglis, 1975).

В ряде стран применялись карательные меры. Посетив Константинополь в 1611 году, Джордж Сэндис рассказывал, как по приказу Султана Амурата человека, пойманного с курением, возили задом наперёд на осле с трубкой, продернутой через ноздри. В Иране брат султана шах Аббас наказывал курильщиков примерно так же. Сэр Томас Герберт, прибыв туда с британской делегацией в 1628 году, обнаружил, что Аббас приговаривал купцов, пойманных с контрабандой табака, к отрезанию носов и ушей, и караваны их сжигались. После того, как эти меры себя не оправдали, здесь за курение была введена смертная казнь. В Индии Великий Могул Джехангар Хан издал указ о том, что каждому, кого обнаружат курящим, должны разрезать рот.

Когда послы из графства Голштейн прибыли в Москву в 1634 году, то они увидели, как восьмерых мужчин и одну женщину публично избивали кнутами за продажу табака. Для привычных нарушителей в тот же год была введена смертная казнь. Но жестокость этих законов не всегда основывалась на отрицании табака как наркотика. В частности, русский царь Михаил беспокоился также из-за пожаров, т. к. деревянная Москва не раз горела из-за курильщиков. Кроме того, он подозревал, что там, где мужчины курят вместе, может легко возникнуть заговор. К середине XVII в. карательные законы против табака имелись в ряде стран Европы (Brian Inglis, 1975).

Гонения на табак в России прекратились только при Петре I, который, будучи сам заядлым курильщиком, снял все ограничения на его импорт и свободное распространение.

Таким образом, на протяжении ранней истории борьбы с курением применялись самые разные карательные меры: вырывание ноздрей, публичная порка, тюремное заключение и даже казнь, но табак продолжал «завоёвывать» мир. Исследователи объясняют это непониманием вреда от табака и собственно его наркотическими свойствами.

Вторая половина ХIX и всё ХХ столетие — время интенсивного распространения табака. Длительное время в борьбе с курением не хватало научных аргументов. Достаточные научные доказательства вреда курения были собраны лишь в последние два десятилетия ХХ века. Начался новый этап в борьбе с курением, прежде всего в США и Европе.

Новое время порождает и новые формы борьбы. Вполне естественно, что в информационном обществе информационные методы борьбы стали одними из приоритетных. Однако и от юридических, и от педагогических, и медицинских мер не отказываются.

Юридическая модель профилактики

Применяются, прежде всего, ограничительные меры (по рекламе, цене на табачные изделия, местам распространения, возрасту). Однако не отказываются и от более жёстких мер: штрафов, вплоть до тюремного заключения.

Юридические меры борьбы с табаком — это законы о запрете курения в общественных местах, в барах, кафе, ресторанах, ограничение доступности табака через высокие цены на все виды табачных изделий, ограничения мест продажи сигарет и их рекламы (это разрешено только в специализированных магазинах). В Калифорнии запрещено курить даже на улицах. Действует эффективная система штрафов, которые составляют значительные суммы. И что очень важно — здесь действует система строгого соблюдения законов.

Проявляют высокую активность и рядовые граждане. В США табачные кампании только тогда были значительно потеснены с рынка, когда одной американке удалось доказать, что причиной её заболевания (рак) является табак. Табачной кампании, сигареты которой она покупала, был предъявлен иск, и суд решил дело в пользу истца. Компания вынуждена была оплатить серьёзный материальный и моральный ущерб (при этом нужно помнить, что человеческая жизнь — бесценна и деньгами её не измерить). Так был создан прецедент (решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел). С тех пор иски против табачных кампаний на Западе стали обычным делом, что заставляет их терпеть миллиардные убытки и приводит целую отрасль на грань краха, поэтому они вынуждены искать другие рынки сбыта своей продукции. В том числе они бросились осваивать российский рынок.

В США можно выиграть иск и по отношению к курящим соседям по площадке, если удаётся доказать, что табачный дым проникает в Вашу квартиру через форточку или открытую дверь. И хотя по числу курильщиков США входит в пятерку самых курящих стран мира, следует отметить, что курение здесь — это удел латиноамериканцев, американцев африканского происхождения (курил чернокожий президент Америки Барак Обама), российских и китайских мигрантов. Белое население Америки практически не курит.

Активная борьба с курением ведётся во всех странах Европы. В Швеции, например, полностью отсутствует любая реклама алкогольных и табачных изделий. На улицах и в общественных местах невозможно встретить курящих людей. В общественных и офисных туалетах нет даже следов курения, хотя курильщики в Швеции есть, тоже в основном мигранты и неблагополучные маргинальные слои общества, но там они свой порок прячут, потому что в общественном сознании курят только ущербные личности.

По сообщению главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, Евросоюз ставит своей целью полностью прекратить производство и продажу сигарет к 2020 году.

В числе «цивилизованных» административно-правовых мер следует назвать экономические санкции и меры экономического и морального стимулирования. На Западе курильщиков лишают медицинской страховки, притесняют на работе, увольняют в первую, а принимают на работу в последнюю очередь, доплачивают премии некурящим сотрудникам.

Уставы многих образовательных учреждений Швеции содержат пункты о запрете курения для учащихся и сотрудников. Курящие студенты в Швеции не получают стипендию.

В Украине, где ситуация с курением тоже очень тяжёлая, постепенно вводятся запреты на курение в общественных местах, в частности, на пляжах Черноморского побережья появились надписи о запрете курения. Но и там борьба с курением только в начале пути.

Информационно-педагогическая модель профилактики

Это — антитабачные ролики и документальные фильмы о вреде табака, пропаганда образа жизни, свободного от табачного дыма.

В США и странах Европы во всех СМИ пропагандируется некурение как норма жизни. Курить не модно, не эстетично, негуманно по отношению к окружающим. Формируется образ успешного человека, который не курит и не пьёт, занимается спортом, имеет здоровые увлечения. В пропаганду некурения и здорового образа жизни вовлечены популярные артисты, телеведущие, общественные деятели. Если популярная личность умирает от болезней в связи с курением, она публично кается и считает своим долгом на всю страну заявить о необходимости быть свободной от курения, оставляет это как своё завещание согражданам. Даже в самых агрессивных фильмах, сделанных в США, герои не курят и почти не пьют, потому что там запрещено пропагандировать эти пороки средствами искусства. Интересно отметить, что даже в американском фильме о табачных магнатах «Здесь курят» на экране не курит никто, даже отрицательные герои!

Получается, что если есть политическая воля и соответствующие законы, можно вполне обойтись без сцен курения и неоправданных сюжетом сцен выпивок. В старых западных фильмах курили, и в начале 60-х годов впервые с экрана закурили женщины. Но уже в 80-е годы здравый смысл победил: там поняли, какую опасность таит пропаганда курения средствами искусства, и приняли соответствующие меры.

В США и странах Европы ведутся активные исследования последствий курения для человека и общества. Поразительный факт: ещё к середине 80-х годов в США было защищено около двух тысяч магистерских и докторских диссертаций по проблемам курения.

В образовательных учреждениях проводятся профилактические уроки, действуют разномасштабные профилактические образовательные программы. Однако, по мнению экспертов, образовательные программы имеют весьма ограниченную эффективность, если не принимаются решительные меры по борьбе с курением на государственном уровне.

Медицинская модель профилактики

Медицинская модель в борьбе с курением на Западе предлагает всевозможные заменители, жвачки, таблетки, иглоукалывание и т.п. Она предполагает и психотерапевтические методы, т. к. проблема курения, как и другие виды наркоманий, является, прежде всего, проблемой психической зависимости от табачного наркотика. Курение успешно «лечат» те наркологи, которые рассматривают психотерапевтические методы как основные, а медикаментозное лечение как вспомогательное.

Рамочная конвенция по борьбе против табака (РКБТ)

Последней победой противников курения в начале третьего тысячелетия на международном уровне является Рамочная конвенция по борьбе против табака (РКБТ), принятая 1 марта 2003 года. Основные достижения РКБТ состоят в следующем:

Реклама: стороны признали, что только полный запрет рекламы и спонсорства снижает потребление табачных изделий.

Предупреждения на пачках: они должны будут занимать не менее 30% основных поверхностей пачки сигарет.

Профилактические программы: специально оговорено участие в них неправительственных организаций за исключением тех, которые связаны с табачной промышленностью.

Защита от табачного дыма: стороны признали, что современные научные данные недвусмысленно подтверждают, что воздействие табачного дыма является причиной болезней и смертей. Поэтому они будут принимать активные меры по защите от табачного дыма.

Национальные программы: каждая страна разрабатывает свою программу.24

Борьба с курением в России

Табачная война в России, как и пивная, — не отечественная, а мировая, т. к. 95 процентов табачного рынка контролируют 4 транснациональные компании, представленные в основном американским, английским и японским капиталом. Особый накал эта война приобретает потому, что на Западе, по сути, этот бизнес сворачивается. Лишь в России, Украине, Китае и ряде азиатских стран он расширяется. Это — последний плацдарм табачников.

Советник Российской Федерации 1 класса, профессор, доктор политических наук, кандидат медицинских наук, президент Российской ассоциации общественного здоровья, координатор Национальной коалиции «За Россию, свободную от табака», Андрей Константинович Демин провёл собственное расследование. Он даёт описание основных стратегий транснациональных табачных кампаний (ТТК) и периодов их деятельности.

  1. Игнорирование российских законов и осуществление прямой и непрямой рекламы табачных изделий. Эта реклама в значительной степени направлена на молодёжную аудиторию и женщин.
  2. Поглощение табачного рынка России (с 1991 г.). Важнейшее значение имели подписанные на правительственном уровне соглашения о создании совместных предприятий с ТТК (1993 г.) и о допуске иностранного капитала на табачный рынок страны и переходе к местному производству сигарет (1998 г.).
  3. Жёсткое сопротивление разработке и принятию Государственной Думой Российской Федерации эффективного национального законодательства в области борьбы против табака (с 1991 г. по настоящее время). Первая фаза: закон нужно убить. Проект национального закона по борьбе против табака, который разрабатывался под руководством Председателя комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья населения Н.Ф. Герасименко было решено «убить», что отражено в таких документах ТТК как: «Встреча Рабочей группы EEWG: Отчеты по странам: «Закон Герасименко необходимо убить. Идёт широкое лоббирование индустрии» (Bates No.321215484). Вторая фаза — поддержка своей редакции закона «Об ограничении курения табака» (2000-2001 гг.). Когда началась подготовка проекта Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ), ТТК приняли решение помешать подписанию и ратификации этого закона Россией. Поэтому ТТК активно включились в подготовку российского закона «Об ограничении курения табака». Давление на авторов прогрессивного законопроекта было беспрецедентным. И всё-таки кое-что удалось отстоять. Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» запрещает продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, курение запрещено на рабочих местах в закрытых помещениях (разрешено только в специально отведённых местах), курение запрещено на транспорте.
  4. Формирование положительного имиджа ТТК (с 2000 г. по настоящее время). Бритиш Америкен Табакко (БАТ) Россия лицемерно претендует на роль ведущей организации по борьбе против табака в России и даже включается в разные образовательные антитабачные программы для детей и родителей («Классы, свободные от курения», «Мой выбор» и др. Но доверять этим программам, разумеется, нельзя.
  5. Управление процессом РКБТ, использование суверенной Российской Федерации для формирования глобальной протабачной политики (с 1998 г. по настоящее время). Результат: Россия подписала РКБТ одна из последних, а Закон о «Техническом регламенте на табачную продукцию», принятый на её основе, — самый «беззубый» в мире.
  6. Действия от имени Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации (с 2000 г. по настоящее время). В 2006 г. была сформирована самопровозглашённая «Рабочая группа по проблемам потребления табачной продукции при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», куда вошли представители табачной индустрии и сотрудничающих организаций. Смысл деятельности этой группы и документов, выпускаемых ими, по мнению А.К. Демина, состоит в том, чтобы взять в свои руки механизмы исполнения РКБТ в России.
  7. Использование процесса вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) — подготовка технического регламента по табаку (с 2006 г. по настоящее время). Создав «Совет по проблемам табачной промышленности», табачники разработали и приняли в качестве федерального закон о техническом регламенте (ТР) без учёта здоровья россиян и положений РКБТ. Например, минимальный размер предупредительной надписи, согласно РКБТ, 30% от общей площади потребительской тары. Проект ТР предложил всего 10%. И т. д.
  8. Наращивание легального экспорта сигарет и папирос из России (с 2000 г. по настоящее время). Смысл этой стратегии в наращивании прибылей. При этом цены на сигареты «отечественного» производства остаются чрезвычайно низкими, что делает их очень доступными, в том числе для детей.
  9. Внутривидовая борьба (с 2006 г. по настоящее время). К традиционной конкуренции крупнейших ТТК (БАТ, Филипп Моррис, Джапан Табакко Интернешнл и др.) в России между собой добавились «альтернативщики» — производители кальянного, трубочного и прочего табака, а также электронных сигарет. Борьба за души и кошельки «рабов табачного зелья» продолжается!

Автор расследования А.К. Демин приходит к выводу, что потребление табака препятствует социально-экономическому развитию России, т. к. табачная эпидемия — одна из основных причин кризиса здоровья населения и материальных потерь на уровне личности, общества, государства. Имеются признаки мощного воздействия ТТК на политику правительства, имитации деятельности охраны здоровья. За короткое время после распада СССР Россия превратилась в основной оплот ТТК в регионе СНГ. ТТК используют Россию в проведении своей глобальной преступной протабачной политики против народов России и других народов мира.25

Таким образом, деятельность ТТК на территории России имеет все признаки агрессии: захват материальных объектов, экономическая и политическая эксплуатация, человеческие потери и т.д. Фактически — это война, но война нового типа. И эта война продолжается. В частности, 6 апреля 2010 при Общественной палате РФ состоялась конференция «Влияние женского курения на демографическую ситуацию в РФ». Информация об этой конференции не прошла ни по одному телеканалу! Зато время от времени сразу по всем телеканалам в теленовостях проходят сюжеты о долгожительнице, которая всю жизнь не расставалась с табаком, или появляются документальные фильмы, внушающие мысль о том, что никакие ограничительные и запретительные меры против табака вводить нельзя. Оно и понятно: ведь денег у табачного капитала много. И за эти деньги можно купить и совесть депутатов, лоббирующих интересы табачного бизнеса, и совесть журналистов, актёров, режиссеров и даже «учёных».

Как уже было отмечено выше, в России в начале третьего тысячелетия есть Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который фактически не работает, и очень многие о нём даже не слышали.

Лишь через 5 лет после принятия РКБТ, в 2008 году в числе последних Россия подписала её, но до неё это сделали более 170 из 192 стран, являющихся членами Всемирной организации здравоохранения.

В конце 2008 года в России был принят ещё один федеральный закон: «Технический регламент на табачную продукцию», который намного мягче и лояльнее, чем аналогичные законы в странах Запада. Как уже было отмечено выше, в России запредельно высокий уровень курения среди мужчин — около 70%, и этот ресурс в начале третьего тысячелетия почти исчерпан, поэтому главная надежда табачников — женщины, дети и молодёжь. Видимо, поэтому: во-первых, не «прошла» идея устрашающих фотографий о последствиях курения на пачках сигарет, принятых во многих странах, что, как показывают исследования, могло бы остановить начинающих курильщиков: детей, прежде всего. Во-вторых, допускается нанесение на потребительскую тару или лист-вкладыш дополнительных характеристик табачного изделия, таких как «с низким содержанием смол», «лёгкие», «очень лёгкие», хотя и отмечается при этом, что в таких случаях необходимо делать приписку о том, что используемое слово или словосочетание «не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья».

Это стало возможным, прежде всего, потому, что вопреки международному праву, согласно которому законотворческая деятельность должна быть защищена от влияния табачной промышленности, в России к работе над законопроектом, по утверждению председателя комиссии московской городской Думы Л. Стебенковой, привлекались специалисты ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром». При этом суммарный объём производства «Табакпрома» составляет 95% табачного рынка России. В результате табачникам удалось пролоббировать такой закон, который позволяет им продолжать беспрепятственную пропаганду и распространение табака.26;27

Не прекращается реклама табачных изделий во всех печатных СМИ, а их скрытая реклама — на телевидении через постоянную демонстрацию сцен курения. Курение внедрено в сознание российского обывателя как нечто само собой разумеющееся: «Курить — нормально!» «Что здесь особенного?» «Все курят!» «Курить — личного дело каждого!». Для детей специально выпускаются жевательные конфеты в виде сигарет, майки, пакеты с табачной символикой. Табачные изделия можно купить в шаговой доступности от школ и других образовательных учреждениях. Торгуют табаком везде и всюду круглые сутки. В списке 26 самых курящих стран цена на сигареты в России самая низкая, что делает их чрезвычайно доступными для детей и молодёжи. Но табачный капитал ничего не теряет, т. к. зарабатывает на людских пороках сотни процентов прибыли, а некоторое снижение цен вполне компенсируется за счёт вовлечения всё новых и новых курильщиков, причём с гарантией — из числа детей и молодёжи!

Ситуация на российском фронте борьбы с курением в начале третьего тысячелетия плачевная. Речь в лучшем случае идёт об ограничениях на курение. Всё опять сводится к борьбе с последствиями.

Таким образом, международный опыт борьбы с курением показывает, что только бескомпромиссная борьба приносит положительные результаты. Цель борьбы — некурение, полная свобода от никотиновой зависимости.

Из истории борьбы с наркоманией

Самым известным и масштабным событием на фронте борьбы с наркоманией были опиумные войны, которые вела Великобритания против Китая за право беспрепятственно наживаться на поставках опиума.

Вот что пишут известные исследователи Б.М. Левин и М.Б. Левин в книге «Наркомания и наркоманы»:

«Постепенно курение опиума достигло в Китае печальных размеров. Это вызвало протест части влиятельных сановников, которые выдвинули проект радикальной борьбы с бедствием. Предполагалось полностью запретить курение опиума, содержание курилен и торговлю зельем, а для реального осуществления запрета ввести сметную казнь для внутренних потребителей и строгий таможенный контроль для заморских продавцов.

Проект получил поддержку и был в целом одобрен императором Даогуаном.

…Один из самых горячих сторонников борьбы с опиоманией Линь… в марте 1839 г… прибыл в Гуанчжоу, столицу провинции Гуандун, и немедленно закрыл все курильни, затем приступил к конфискации опиума у иностранных купцов (у которых были основные запасы), предложив им подписать обязательство не торговать опиумом в Китае, а за конфискованный товар получить компенсацию… Отнюдь не прельщённые ни компенсацией… ни перспективой лишиться сказочных доходов, английские купцы не спешили принять условия императорского комиссара. Линь объявил провинцию закрытой для каких бы то ни было внешнеторговых операций, организовал полную блокаду иностранных факторий, изъял из них китайскую прислугу, запретил вообще всем китайцам общаться с иностранцами, а иностранцам запретил выезд из города до полной сдачи опиума… В 1839 году… началось уничтожение опиума…

В начале следующего года от английского побережья отправилась военная эскадра… с предложением выбирать между выплатой стоимости конфискованного опия, снятием запрета на опиумную торговлю… и войной с Великобританией… Англичане добились, что ввоз опиума в Китай был фактически разрешен…

Вторая опиумная война (1856-1860) была прямым продолжением и во многом повторением первой. Основным результатом стало дальнейшее расширение и углубление европейского проникновения в Китай. Среди прочего англичане (поддержанные на этот раз французами и американцами) добились уже не просто безоговорочной легализации опиумной торговли, но включения опиума в список товаров беспрепятственной торговли… За четыре десятилетия с начала первой опиумной войны ввоз наркотика увеличился в 10 раз!».28

Только в начале ХХ столетия во время китайской революции Китай освободился от наркотического плена.

Сегодня Восток защищает себя от наркотиков с помощью самых решительных мер и «драконовских законов».

В частности, в почти полуторамиллиардном Китае в начале третьего тысячелетия за наличие двух и более доз наркотика в кармане полагается публичный расстрел, который транслируется по радио и телевидению. Раньше расстреливали до 100 человек в год, теперь 17-20 человек, т. к. желающих распространять «заразу» заметно поубавилось. Жестоко, но жизнь многих миллионов людей дороже.

За употребление или сбыт наркотиков, провоз или хранение с целью сбыта — смертная казнь или пожизненное тюремное заключение существуют в Бангладеш, Индонезии, Иране, Малайзии, Южной Корее, Таиланде, Турции, Египте. В странах Азии и Африки — повешение, расстрел, отсечение головы. Апелляции такие приговоры, как правило, не подлежат.

В большинстве европейских стран за употребление наркотиков тоже карают: штрафами или тюремным заключением от нескольких месяцев до нескольких лет (Франция, Греция, Австралия, Швейцария). В Голландии наркомания легализована, то есть наркомана не только не преследуют, но и создают ему определённые условия, якобы с той целью, чтобы не совершались преступления в поисках наркотика. В результате Голландия за несколько лет имеет вместо нескольких сот тысяч наркоманов несколько миллионов. Ясно, что таким путём идти нельзя.

Положение с наркоманией в постперестроечной России осложнилось тем, что она стала открытой страной, чем немедленно поспешила воспользоваться международная наркомафия. Примерно половина наркотиков, находящихся в незаконном обороте в России, — из-за границы. Россия для наркомафии — благодатная целина. В других странах уже накоплен опыт борьбы с наркомафией и наркобизнесом. Россия только учится этому. Не последнюю роль в принятии адекватных законов играет и коррупция.29

В России наркомания является полулегальной. С апреля 1991 года в России было отменено уголовное наказание за употребление наркотиков. В результате — всплеск наркомании. Если в СССР в 1986 году на учёте состояло 47947 наркоманов, то уже в начале 90-х годов счёт наркоманам пошёл на миллионы.

В 2004 году правительство Фрадкова фактически легализовало наркоманию (постановление № 231 «Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ»), установив размер разрешённых для хранения доз наркотиков, в сотни раз превышающий прежние: 1) для героина вместо прежних 0,005 грамма по новому постановлению эта доза достигает 1 грамм вещества, т. е. допустимый размер хранения одного из сильнейших наркотиков увеличился в 200 раз; 2) лёгкие наркотики можно хранить до 20 граммов. Это постановление вызвало бурную реакцию специалистов и общественности, а в ФСКН даже заявили, что Фрадкова подставили. Тем не менее, это постановление отменено не было. В России фактически легализована мелкооптовая торговля наркотиками. Но мелкооптовая торговля особенно опасна, т. к. именно с неё начинается приобщение детей и молодёжи к наркотикам. На данном этапе борьба с наркоманией в России сводится в основном к арестам крупных партий наркотиков и к весьма неэффективным попыткам «лечить» наркоманию. Рост наркомании в России продолжается.

Афганский героин

На современном мировом рынке наркотиков доминирует героин (90% всех наркотических доз). В Афганистане производится 95% мирового героина. В докладе УНП ООН говорится, что ежегодно из Афганистана вывозится 900 т опия и 375 т героина. Мак выращивается впрок. Запасы опиумного мака в афганских тайниках составляют 12 тысяч тонн. Если сегодня же прекратить производство героина, то при сохранении сегодняшнего уровня потребления его запасов на складах хватит ещё на 100 лет.

Ещё в 1999-2001 гг. в Афганистане героин практически не производился. Правительство талибов, добиваясь международного признания, добилось почти полной ликвидации его производства и торговли.

Ситуация изменилась после террористического акта от 11 сентября 2001 г. в Нью Йорке. США объявили войну организации талибов «Аль-Каиде», ввели в Афганистан свои войска и фактически вступили в сговор с производителями героина, очень недовольными тем, что талибы лишили их этой «кормушки».

По мнению главы ФСКН РФ Виктора Иванова, в интервью, прозвучавшем в документальном фильме «Героин», политика США в Афганистане — это целенаправленная героиновая война против России. США заявили, что не могут бороться с героином в Афганистане по следующим причинам:

  • Это отвлечёт их от борьбы с терроризмом;
  • Они не могут лишить такую бедную страну, как Афганистан, источников к существованию (наркооборот в Афганистане — это треть афганской экономики);
  • Дефолиация (обработка специальными ядохимикатами) маковых полей может повредить другим сельскохозяйственным культурам;
  • Борьба с афганским героином приведёт к потерям солдат коалиции и т.п.

Что происходит на самом деле? Действительно ли аргументы США продиктованы заботой о «бедном афганском народе»?

США фактически возродили производство и торговлю героином в Афганистане. Это они разрушили афганскую экономику. Прежде Афганистан выращивал хлопок, апельсины, производил оливковое масло и промышленные товары. Но в условиях войны единственным беспроигрышным бизнесом здесь стало производство и торговля героином. Мак даёт хороший урожай даже в засуху. Однако преувеличивать роль мака в экономике Афганистана не следует. По данным США, сегодня в Афганистане под маком занято всего лишь 1,5% плантаций, а в производстве героина — всего 6% населения. Но здесь процветает безработица, и из работающих афганцев занимается культивированием мака каждый десятый. Сегодня только 3% от всех посевов мака в Афганистане уничтожается, остальное остаётся.

Сами афганские крестьяне имеют очень маленькую прибыль от этого производства — примерно 200 долларов США в год (!) при конечной цене героина в 20 раз дороже золота. Кому же достаётся основная прибыль? Дело в том, что земля в Афганистане принадлежит лендлордам, которые, как правило, проживают в США или других странах. Прибылью распоряжаются именно они. Именно они и заставляют афганских крестьян выращивать мак. Деньги от афганского героина идут не только на безбедное существование хозяев, но на организацию локальных войн и террористических актов.

Не выдерживает критики и аргумент о дефолиации. Сами США без всяких угрызений совести опрыскивают плантации коки (сырья для производства кокаина) в Латинской Америке, не беспокоясь о последствиях для других сельскохозяйственных культур региона.

Тревога о возможных дополнительных людских потерях тоже вызывает вопросы. Разве 100 тысяч человек, ежегодно погибающих в мире от афганского героина, — это не человеческие потери?

Афганская война бесперспективна и абсурдна для самих США и членов коалиции. На одного афганского боевика приходится полторы тысячи солдат из 38 стран. В Афганистане находится 39 военных баз США. 

План Виктора Иванова, главы ФСКН РФ состоит в следующем:

  • Признать на международном уровне, что афганский героин — это угроза миру и безопасности;
  • Организовать эффективную борьбу в самом Афганистане. Что пользы бороться с метастазами, когда нужно уничтожить корни болезни. Можно бесконечно тратить силы на перехват героина, но после того, как героин уже произведён, наркотический капитал найдёт тысячи способов доставить его до потребителя, вплоть до подкупа высоких должностных лиц;
  • Следует всячески содействовать подъёму экономики в самом Афганистане, чтобы было другое производство и другие рабочие места.30

Опыт борьбы с наркоманией в Швеции

Заслуживает внимания опыт борьбы с наркоманией в Швеции. Там на 11 миллионов жителей, по оценкам экспертов, насчитывается 16 тысяч наркоманов, причём 8 тысяч из них проживает в Стокгольме. Основные наркотики — каннабис, амфетамин, кокаин и на одном из последних мест — героин. Активным наркоманом здесь считается тот, кто «кололся» хотя бы 1 раз в течение последнего года.

Как и в случае с алкоголем и табаком, антинаркотическое законодательство здесь очень строгое. Все преступления, связанные с наркотиками, делятся на мелкие, средние и тяжкие. Мелким преступлением считается наличие менее 60 граммов каннабиса, менее 5 граммов амфетамина, менее 0,05 грамма героина, менее 0,5 грамма кокаина. За мелкие преступления полагаются крупные штрафы или тюремное заключение до 6 месяцев. И здесь нельзя оправдаться тем, что держишь наркотик только для личного употребления. Преступлением считается и само употребление, и наказание неминуемо. К тяжким преступлениям относится хранение 2 кг и более каннабиса, 250 граммов и более амфетамина, 25 грамм и более героина, 50 г. и более кокаина. За это можно уже получить тюремный срок до 14 лет.

В Швеции считают очень опасной мелкооптовую торговлю. Арестовать и уничтожить большую партию наркотиков похвально, но не достаточно. Приобщение молодёжи начинается через мелкооптовых торговцев. Чтобы противостоять мелкооптовой торговле, здесь переоборудуются целые площади, чтобы не оставалось никаких укромных уголков, где можно было бы втихую торговать алкоголем или наркотиками.

В целом антинаркотическое законодательство и наркотическая политика являются достаточно жёсткими.

В 1978 году Риксдаг объявил, что целью шведской наркополитики является общество без наркотиков.

В 1980 году генеральный прокурор принял решение о привлечении к суду за владение наркотиками, независимо от количества.

В 1982 году появилась возможность принудительного лечения, когда другие формы не работали и употребление наркотика угрожало жизни и здоровью наркомана. Эта возможность есть и теперь.

В 1988 году Риксдаг принял решение о запрете наркопотребления и привлечении к уголовной ответственности за сам факт употребления наркотика.

В 1993 году Риксдаг изменил закон, который позволил полиции использовать анализ крови и мочи в качестве доказательств.

В 2007 году вопрос о наркотестировании в школах занял важное место в политической повестке дня и широко обсуждается в обществе.

Полиция в Швеции имеет следующие права:

  • провести обыск жилья и личности
  • взять анализ мочи и крови
  • прослушивать телефонные разговоры в случаях тяжких преступлений

О демократии и свободе у них свои понятия: «Твоя свобода размахивать руками (пить, курить и употреблять наркотики) кончается там, где начинается мой нос». А демократия должна соблюдаться в тех пределах, пока это не угрожает безопасности государства.

Однако и здесь не всё так гладко. Под давлением Евросоюза для лечения наркоманов здесь стали применять метадоновые и субитексовые заместительные программы, когда один наркотик просто заменяется другим и в результате приводит к пожизненной зависимости. В Швеции нет ни одного специалиста, который бы одобрял заместительную терапию, но пока они ничего поделать с этим не могут. Правда при этом они подчёркивают, что, слава Богу, не опустились до того, что наркоманов колют сами медики, якобы для профилактики ВИЧ и гепатитов, как это уже происходит в Норвегии. Или, например, в Финляндии так увлеклись субитексовой заместительной терапией, что многие наркоманы начинают сразу с субитекса. Такую наркотическую политику в Швеции называют политикой тушения пожара с помощью бензина.

В столице Швеции Стокгольме находится головной офис лидирующей европейской организации ECAD (European cities against drugs), выступающей за Европу, свободную от наркотиков. Анализируя содержание одного из изданий ECAD NEWSLETTER (выпуск 7, № 103, сентябрь 2007), можно выделить следующие тенденции:

  1. Сегодня многие эксперты пришли к выводу, что стратегия уменьшения вреда в борьбе с наркоманией себя не оправдала. Исследования, проведённые в ряде стран, показали, что обмен игл вряд ли серьёзно защищает наркоманов от инфицирования ВИЧ и гепатитами, т. к. главной причиной является не отсутствие чистых игл, а рискованное поведение наркоманов в целом. В своём докладе от 2006 года Международный Комитет по контролю за наркотиками (МККН) неоднократно призывал правительства отказаться от введения инъекционных кабинетов и программ заместительной терапии. Странам рекомендовано вкладывать деньги в те методы лечения, которые позволяют пациенту полностью отказаться от наркотиков.
  2. Сегодня эксперты наконец-то признали, что опасность каннабиса была сильно недооценена и даже ведутся разговоры о том, что его следует отнести к тяжёлым наркотикам. Каннабис — это самый распространённый нелегальный наркотик в мире. Многочисленные исследования показали, что марихуана вызывает серьёзные проблемы со здоровьем и очевидные побочные эффекты. Каннабис увеличивает риск эпизодических психических расстройств у 40 процентов потребителей. Европейскую прессу заполняют сообщения о ножевых ранениях, убийствах и самоубийствах, вызванных психическими галлюцинациями после курения анаши. Особенно курение анаши опасно для подростков, т. к. их мозг всё ещё развивается и больше подвержен наркотическому эффекту. Легализацию этого наркотика эксперты называют опасным и безответственным экспериментом над здоровьем общества. Легализовав в своё время этот наркотик, Голландия уже не знает, как избавиться от этой напасти.
  3. В целом ситуация с наркотиками в мире более или менее стабилизировалась, а в Швеции даже наблюдается улучшение ситуации. Если в 2000 году здесь наркотики пробовали хотя бы 1 раз 10 процентов учащихся, то в 2006 году таких учащихся оказалось только 5 процентов. По мнению экспертов, это результат усилий по профилактике, реабилитации и умелому применению наказаний. Общая стратегия должна состоять в том, чтобы не успокаиваться на достигнутом, но всё время сохранять бдительность.31

Для сравнения: исследование, проведённое в 2007 году в семи школах и четырёх профтехучилищ города Ельца Липецкой области показало, что хотя бы 1 раз пробовали наркотики 23 процента учащихся. Это в 5 раз больше, чем в Швеции!

Таким образом, история борьбы с наркоманией показывает, что Ограничительные меры в борьбе с наркотиками не эффективны. «Стратегия уменьшения вреда» только способствовала росту наркомании. Вопрос может стоять только так: употреблять наркотики в немедицинских целях или нет.

Выводы к главе 4

  1. Основные мировые религии исповедуют воздержание, самодисциплину, самосовершенствование, что подразумевает и воздержание от опьяняющих веществ. Но как показывает жизнь, проблем с пьянством нет или почти нет только в тех странах, где религии полностью запрещают употребление алкоголя, где не остаётся лазеек для компромиссов и «умеренности».
  2. Юридические ограничительные меры, медицинские, педагогические меры борьбы с алкоголем — это меры с ограниченными возможностями. Но они необходимы в комплексных программах профилактики. Однако наилучшие результаты достигаются при религиозном (идеологическом) запрете, подкреплённом бескомпромиссной государственной антиалкогольной политикой.
  3. Человечество уже созрело для того, чтобы понять, что в борьбе с курением табака компромиссов быть не должно. Цель борьбы — некурение.
  4. Сегодня многие эксперты пришли к выводу, что «стратегия уменьшения вреда» в борьбе с наркоманией себя не оправдала. Она только способствовала росту наркомании. Вопрос в борьбе с наркоманией может стоять только так: не употреблять наркотики ни в каких целях (кроме медицинских).
  5. Только в борьбе с употреблением алкоголя часть человечества так и не решается занять чёткую позицию. Совершенно очевидно, что половинчатая непоследовательная борьба с пьянством, так же как и половинчатая борьба с курением и наркоманией по-настоящему эффективной быть не может. Идеалом является борьба за трезвость. Этот идеал не всегда достижим, но, как показывает мировой опыт, лучше всего приближает к цели.

Основная литература

  1. Шевердин С. Трезвенническое движение (проект статьи для словаря МНАТ) // Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2006. — № 2 (109). — С. 9. ^ ^
  2. Ловчев В. Иоанн Креститель. Словарь Международной независимой ассоциации трезвости. 5-е изд. Изд-во «Хэтер», 2007. — С. 77-79. ^
  3. Все религии мира / Под общей ред. Е.В. Кузьминой. — М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. — 5-65. ^
  4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — С. 77-95. ^
  5. Противъ ли нас (абстинентов) Библія? Доклад митрополита Владимира. Изд. Свято-Троїцьке православне товариство «Трезвіння» Шепетівської єпархії УПЦ МП. 2010. ^ ^
  6. Christianity and Alcohol / http://wikipedia.org/wiki/Christianity_and_alcohol ^
  7. Баккиоки С. Вино в библии: пер. с англ. — 2-е изд. — Заокский: «Источник жизни», 2004. — С. 166-219. ^
  8. Счастлив тот, кто вина не пьёт. Как молиться об исцелении от недуга пьянства. По заказу православного братства во имя иконы Божией матери «Неопалимая купина». — М., 1997. — С. 9-11. ^
  9. Christianity and Alcohol / http://wikipedia.org/wiki/Christianity_and_alcohol ^
  10. Все религии мира / Под общей ред. Е.В. Кузьминой. — М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. -124-179. ^
  11. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — С. 55-64; 97-109. ^
  12. Вагапова Ф. Ислам и трезвые религии / www.optimalist.narod.ru ^
  13. Маюров А.Н. Предисловие // Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии… Севастополь — Ларнака: МАТр, 2006. — С. 4-5. ^
  14. Антиалкогольное воспитание в семье и в школе. Учебное пособие для студентов педвузов. — Благовещенск, 1983. — С. 34-51. ^
  15. Дейчман Э.И. Алкоголизм и борьба с ним. — М.  — Л.: Моск. рабочий, Об-во борьбы с алкоголизмом, 1929. — 224 с. ^
  16. Гринченко Н.А. Опыт Швеции в преодолении зависимостей: — Фурманов.: «Издательский Дом Николаевых», 2010. — С. 14-18. ^
  17. Бабаян А.Э., Гонопольский М.Х. Учебное пособие по наркологии. — М.: Медицина, 1981. — С. 23-26; 34-35. ^
  18. Алкоголь в Европе // Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2007. — № 1 (111). — С. 4. ^
  19. Бородин Д. Значение школы в борьбе с пьянством. — СПб., 1893. — 10 с. ^
  20. Ловчев В. Кровавый дар Диониса (к вопросу об образе жизни на заре цивилизации) // Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 1997. — № 4. — С. 19. ^
  21. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 143. ^
  22. Полетаев А. Борьба с алкоголизмом через школу // Вестник трезвости. — 1909. — № 177. — С. 3-8. ^
  23. Гринченко Н.А. Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста: Дис. ... канд. пед. наук. — Фрунзе, 1990. — С. 51-62. ^
  24. Красовский Константин. Конвенция прошла. Конвенции дорогу! // Феникс. Информационный бюллетень Международной Независимой ассоциации Трезвости. — 2003. — № 3 (122). — С. 1-2. ^
  25. Демин А. Что делать для защиты здоровья населения России от глобального табачного зла? // Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2008. — № 2 (116). — С. 4-15. ^
  26. Мельников А. Здесь курят и умирают // Аргументы и факты. — 2008. — № 33. — С. 18-19. ^
  27. Мельников А. Табачный закон — вне закона? — Аргументы и факты. — 2008. — № 47. — С. 22. ^
  28. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. — М., 1991. — С. 46-47. ^
  29. Наркомания в России: угроза нации. Аналитический доклад. Подготовлен рабочей группой под руководством С.А. Караганова, И.Е. Малашенко и А.В. Федорова. — М.: Совет по внешней и оборонной политике, 1998. ^
  30. Александров Г. Афганская смерть // Аргументы и факты. — 2010. — № 22. — С. 9. ^
  31. Гринченко Н.А. Опыт Швеции в преодолении зависимостей. — Фурманов: «Издательский Дом Николаевых», 2010. — С. 20-29. ^