Глава 2. ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях

Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.

В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки, переходящие в оргии. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.

У всех народов с древних времён формировались специальные системы физического самоусовершенствования: закаливание, борьба, физические упражнения и т.п. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам.

Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях

Все мировые религии, так или иначе, уделяли внимание вопросам здорового образа жизни, но никогда эти вопросы не являлись самоцелью. Они всегда рассматривались в контексте нравственных учений.

Христианство

В христианстве одним из важнейших понятий является пост — воздержание от пищи. Пост существовал ещё в ветхозаветные времена. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что христианский пост Апостолы установили в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне.

Сводить смысл христианского поста исключительно к гастрономическим аспектам неправильно, хотя его диетическая гигиеническая ценность весьма высока. Однако главный смысл поста — духовный.

Согласно христианской антропологии, человек — это триединство: «тело-душа-дух». Главное в человеке — дух, поскольку в духе — образ и подобие Божие. В самой природе человека нет ничего скверного и низменного. Скверное — это извращение воли, низменное и недостойное — это страсти и грех. Поэтому пост — это не только укрощение тела, но и душевных страстей.

Телесный пост тройственен и подразумевает:

  1. ограничение в пище;
  2. употребление особого рода пищи;
  3. редкий приём пищи и даже — в определённые дни и часы поста — полное воздержание от неё.

Душевный пост включает:

  1. ограничение внешних впечатлений — «пищи души»;
  2. контроль над информацией, т. е. над качеством «пищи», которую получает душа, исключение всего того, что разжигает страсти;
  3. редкий приём «пищи», т. е. периоды уединения, молчания, безмолвия, молитвенного сосредоточения на своих грехах, покаяния.

Духовный пост — это усиленное молитвенное бдение, сокрушение о своих грехах. «Пост и молитва, — по словам протоиерея Валентина Свенцицкого, — два крыла духовной жизни, два крыла, подрезанные у современного христианского общества мирским существованием».

Православный пост — самый длительный в христианстве (около 200 дней в году). Посты делятся на многодневные и однодневные. К многодневным постам относятся:

  1. пост св. Четыредесятницы, или Великий пост, который начинается за 7 недель до Пасхи и длится 40 дней;
  2. пост апостолов Петра и Павла, называемый Петровым или Апостольским. Этот пост подвижный. Он начинается с понедельника через неделю после праздника Святой Троицы (через 57 дней после Пасхи) и длится до праздников святых апостолов Петра и Павла;
  3. Успенский пост (в память Успения Богородицы), который длится 14 по 28 августа — второй по строгости пост. Послабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа;
  4. Рождественский пост — предваряет праздник Рождества Христова за 40 дней.

К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу в воспоминание предания Спасителя на страдание и смерть (хотя в некоторые среды и пятницы поста нет); есть и несколько других однодневный постов.

Существуют и разные степени строгости поста. Беременным женщинам, больным, малолетним детям и путешествующим делаются послабления. Выходить из поста нужно также постепенно, как и входить в него.1

Болезнь в христианстве рассматривается как признак душевного неблагополучия. Болезнь — это и последствие греха, и способ исправить человека, обратить его внимание на то, что он делает не так. Один из смыслов заключен в понимании болезни как милости Божией, как пути к спасению. Св. Нифонт, лёжа на смертном одре, на вопрос, есть ли какая польза человеку от болезни, отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». Болезнь имеет силу смягчать жестокие сердца, заставляет осознать свою немощь, научает сострадать ближнему и любить его.2

Иудаизм

Моисей — законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма, исходил из учения, согласно которому путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство и верховенство закона. С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространённых кодексов нравственного поведения, состоящих из Десяти заповедей. Четвертая заповедь гласит: «Помни день отдохновения».

Суббота — день, который отдаётся Богу. Отдохновение предписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. Здесь прослеживается забота о душе (когда речь идёт о людях) и теле одновременно. Как говорят современные врачи, необходимо «разумное сочетание труда и отдыха».

Один из трёх сакральных разделов Священного писания иудаизма (Тора) учит ритуальной чистоте. Понятия «чистота» и «нечистота» в иудаизме не подлежат рациональному объяснению, и их не следует понимать как обычную гигиену или физическую чистоту. Все ритуалы носят здесь, прежде всего, сакральный смысл.

Миква — специальный бассейн для ритуального погружения, необходимый для соблюдения законов семейной чистоты, для очищения человека после того, как он прикоснулся к трупу человека или животных (кроме кошерных животных, предназначенных в пищу или для жертвоприношения), для очищения посуды, изготовленной неевреем и в некоторых других случаях. В России еврейские женщины делали проруби в замерзших прудах, чтобы выполнить заповедь ежемесячного погружения в микву.

Сегодня миква — это вырытый в земле и выложенный кафелем бассейн от 3 до 5 метров в длину и от 2 до 3 метров в ширину, который заполняется водопроводной водой и соединен трубой с другим бассейном, содержащим дождевую воду. Труба закрыта пробкой, которую вытаскивают перед погружением, чтобы хотя бы немного дождевой воды попало в микву. Обычно миква сооружается в помещении, примыкающем к синагоге.

Женщинами миква используется в основном для очищения после менструации и родов. Мужчинами — накануне определённых ритуалов и религиозных праздников. Очищение через микву обязательно для нееврея, принимающего иудаизм.

Кашрут (система пищевых запретов) означает ритуально чистое питание — потребление «кошерной» пищи. Пища некошерная называется трефа. Кошерны все растения, хотя не все они съедобны. Что касается животной пищи, то здесь существует целый комплекс запретов:

  1. кошерны жвачные животные, имеющие полностью разделённые копыта (корова, овца, коза), остальные (верблюд, лошадь, свинья и др.) — трефа;
  2. некошерны птицы (лебедь, цапля и др.). Птицы, не включенные в список, теоретически разрешены, но на практике ортодоксальные евреи едят только кур, индеек и уток;
  3. животное с дефектом внутренних органов — трефа;
  4. животное или птица, прежде чем отправиться на кухню, должно быть убито специально обученным резчиком по особому правилу, чтобы смерть наступила мгновенно;
  5. Тора запрещает есть кровь животных или птиц, поэтому её удаляют с помощью соли и воды;
  6. кошерна рыба, имеющая плавники и чешую. Остальные обитатели моря (моллюски, ракообразные, угорь, минога и др.) — трефа;
  7. все остальные представители фауны (пресмыкающиеся, насекомые и др.) — трефа;
  8. евреи не едят мясную и молочную пищу вместе. Кошерная кухня (в том числе, посуда, ножи и др.) разделена на две части — мясную и молочную. Желательно иметь две плиты и две раковины;
  9. продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных компонентов (овощи, яйца) можно есть как с мясом, так и с молоком;
  10. существует запрет на одновременное употребление злаковых и бобовых и смешение их в одной посуде.

Самым первым и наиболее важным среди обрядов жизненного цикла является обрезание — операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на 8-й день после рождения, который, как утверждается, имеет не только религиозный, но и гигиенический смысл.3;4

Индуизм

В индуизме наибольшую известность имеет практика йоги. Йога — это не доктрина, а духовная практика, открывающая путь к достижению самадхи — достижения духовных вершин. Йога практикуется в Индии с древних времён и всё ещё популярна в наши дни. Существует несколько видов йоги, которые различаются по уровням трудности. Самоограничения и моральный самоконтроль — необходимые части йоги. Раджа-йога включает в себя овладение позами тела (асанами), способствующими пробуждению духовных энергий. Со временем йог становится неуязвимым для болезней.

Более сложная ступень — искусство правильного дыхания (пранаяма), понимаемое как управление жизненной энергией (праной). Йог добивается глубокого и ритмичного дыхания, умеет задерживать его без ущерба для здоровья. Освоив его, он обретает способность управлять своим психологическим состоянием, отключаться от внешних воздействий. Но всё это — только подготовка к истинной духовной практике, которая включает в себя три ступени: дисциплина ума (способность к концентрации на каком-либо духовном объекте), созерцание (углубление концентрации, проникновение в законы мироздания и смысл вещей), транс или просветление — полное отделение себя от тела, состояние «блаженства», внутренней свободы, «парения» над миром.5

Ислам

«Многие предписания ислама имеют здравоохранительное значение, и выполнение этих предписаний даёт не меньший эффект, чем образ жизни, рекомендуемый сторонниками самых новомодных систем. Мусульманин своим здоровьем, трезвостью и гигиеническим навыками обязан исламу, как образу жизни», — так пишет помощник имама Ф. Вагапова.

Профилактическая медицина в её исламском понимании подразделяется на две основные части:

  1. Предписания и наставления, регламентирующие исполнение правил личной гигиены и тем самым способствующие сохранению здоровья индивидуума.
  2. Предписания, способствующие чистоте окружающей среды и сохранению здоровья общества.

Из пищевых запретов в исламе наиболее известен запрет на свинину. Однако этика Корана сочетается с возможностями человека. Например, если нечего есть, кроме свинины, то разрешается отступление от этого запрета.

Особое место в системе предписаний занимает запрет на употребление вина. «Запрет вина в Исламе — это не что-то такое, чему может быть дано послабление или что может быть отменено. Запрет и разрешение в исламе — это навсегда», — отмечает Ф. Вагапова.

Одним из трёх основных устоев, наряду с молитвой и обязательной милостыней, в исламе является пост. Он устанавливается на один месяц (девятый по счёту месяц мусульманского года — Рамадан, в который Мухаммеду было ниспослано первое откровение). Выражается мусульманский пост в полном воздержании в светлое время суток (когда можно отличить белую нитку от чёрной) от пищи, воды, табака, всего, что способно отвлечь от светлых мыслей. Пост является основным поступком, призванным показать, что человек умерен, воздержан, что он правильно понимает соотношение материальных и душевных благ. Пост — время тщательного выполнения всех других обязанностей. Обязанность поста не распространяется на беременных женщин, малолетних детей, тех, кто находится в неволе.

Перед обязательной молитвой (5 раз в день) мусульманин обязан омыть ноги, руки и лицо.6;7

Понятие здоровья в наши дни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для всех остальных сторон жизнедеятельности. Ещё в начале ХХ столетия русский врач и писатель В. Вересаев писал, что человек, который не заботится о своём здоровье, подобен плохому мастеру, который не заботится о своих инструментах. Также говорят: «Здоровье это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Современные учёные считают, что человек «обречён» быть здоровым, потому что природой ему для здоровья дано все. Просто нужно знать законы природы и вести себя в соответствии с ними.

В современном мире актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих сдвиги в состоянии здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».8 В соответствии с этой концепцией забота о сохранении здоровья должна осуществляться на трёх уровнях: физическом, духовном и социальном.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, У него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями.

Физическое здоровье в светском понимании зависит от следующих основных факторов: здоровое питание, здоровый сон, разумное сочетание труда и отдыха, оптимальная физическая активная (физкультура), чистота внутренней среды организма (свобода от всех видов паразитов и инфекций, радионуклидов, тяжёлых металлов и т.д.), отсутствие длительных разрушительных стрессов, благоприятная экология и т.п.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек — хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым.

Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Иными словами, социальное здоровье — это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье ещё называют одним общим термином — психосоциальное здоровье (А.М. Карпов).

Все уровни здоровья тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

От чего зависит здоровье человека? Личный вклад — уже 50% здоровья. Это образ жизни человека. Генетическими факторами здоровье человека определяется на 20%, от медицины наше здоровье зависит всего на 10%, а остальные 20% определяются другими факторами (экологией, степенью благосостояния и т.д.)

Концепции здоровья

В религиях болезнь рассматривается как признак душевного неблагополучия. Сегодня и светские врачи говорят о духовных причинах болезней. Например, доктор медицинских наук О.И. Елисеева в своих практических рекомендациях «15 шагов к здоровью» на первое место ставит пункт: «проанализировать и устранить духовные причины своих заболеваний».

Таким образом, чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни, т. е. жить по законам природы.

Существует множество концепций сохранения здоровья: государственных и авторских.

C точки зрения государственной политики сохранения здоровья выделяют 3 уровня: социальный, инфраструктурный и личностный.

На социальном уровне сохранение здоровья осуществляется с помощью пропаганды через СМИ и информационно-просветительскую работу. В России это возложено на службу формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

На инфраструктурном уровне — это конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени и материальных средств), профилактические учреждения и экологический контроль.

На личностном уровне — это система ценностных ориентаций человека, бытовой уклад.

С 1 января 2006 года в России стартовал национальный проект «Здоровье». Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его модернизации. В рамках проекта можно выделить три основных направления: повышение приоритетности медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. В числе задач профилактической направленности следует выделить такие как «формирование у населения культуры здоровья» и «повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни».9;10 Участие в решении этих задач могут принимать образовательные учреждения, начиная с детского сада и кончая вузом. Поэтому свой вклад в реализацию национального проекта «Здоровье» могут и должны сделать педагоги, социальные работники, психологи.

Однако в нашем сознании всё ещё доминирует идея о том, что наше здоровье — это, прежде всего, медицинская проблема, несмотря на то, что оно зависит от достижений медицины всего на 10%. Рассмотрим некоторые концепции сохранения здоровья, разработанные современными учёными.

Доктрина о здоровом образе жизни А.М. Карпова

В числе авторских систем оздоровления можно назвать системы Н. Амосова, Ю. Андреева, И. Афонина, М. Гогулан, П. Иванова, Г. Малахова, И. Неумывакина, Н. Семеновой, Г. Сытина, Е. Фролова, В. Травинки, С. Троицкой, Г. Шаталовой и многих др. Из зарубежных авторов в России известны П. Брэгг, У. Бейтс, Л. Хэй и др. Все перечисленные системы очень интересны и заслуживают специального рассмотрения. Нас же, прежде всего, интересует концепция здорового образа жизни в целом.

В доктрине здорового образа жизни, разработанной доктором медицинских наук А.М. Карповым (2008), саногенез (рождение здоровья) рассматривается на всех уровнях биологической и социальной организации жизни человека.

Автор опирается на теорию биопсихосоциальной структуры человека (БСЧ), разработанную русским учёным В.М. Бехтеревым.11

Здоровье, по А.М. Карпову — это продукт собственного организма, интеллекта и воли, а здоровый образ жизни — это разумный образ жизни. Поэтому здоровому образу жизни нужно учить.

Программа помощи человеку, по А.М. Карпову, в сохранении и обретении здоровья состоит в следующем:

  • устранить опасность;
  • дать информацию об опасности и способах преодоления стресса;
  • восстановить конструктивность в мыслях и поступках;
  • составить программу действий и начать её реализацию.

Сохранение здоровья осуществляется на физическом и психосоциальном уровнях. Чтобы быть здоровым на физическом уровне, необходимы:

а) внутренние условия:

  • физическая активность (на свете есть много лекарств, которые можно заменить движением, но нет такого лекарства, которое можно использовать вместо движения);
  • правильное питание — обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, витаминами, водой;
  • разумное сочетание труда и отдыха, здоровый сон;

б) внешние условия:

  • воздух, тепло, свет…

Что касается психосоциального здоровья, то оно зависит, прежде всего, от того, что человек видит, слышит, чувствует. И здесь определяющими являются информационные воздействия.

Информационные воздействия общества на современного человека — в основном отрицательные. Это разрушительные программы на сверхпотребление, одурманенный и порочный образ жизни в целом, который внушается через телевидение и массовую «культуру». А когда человек начинает вести такой порочный образ жизни, он разрушается на уровне души и тела.

Грозную опасность для физического здоровья человека представляют одурманивающие вещества — алкоголь, табак и другие, нелегальные наркотики (далее АТН). Они вредны и для здоровья психосоциального, так как мешают распознавать деструктивные информационные воздействия и принимать правильные решения относительно своего поведения. Ещё В.М. Бехтерев в своей статье «Личность и условия её развития и здоровья» указывал, что для здорового развития личности необходимо устранить распространение спиртных и иных опьяняющих «напитков».

АТН разрушают человека:

  • на физическом уровне через химическое воздействие, потому что эти яды действуют на всех уровнях организма — от уровня молекул и генов (поэтому АТН часто называют генным оружием) до уровня органов и систем организма;
  • на уровне психосоциальной организации личности (души и духа).8

Педагогические концепции здоровья

В технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья, разработанной группой педагогов-новаторов, «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — это «совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и которые выражают ориентированность личности на то, чтобы формировать и укреплять своё здоровье».

ЗОЖ — это:

  • поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану здоровья;
  • индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности;
  • система личной научно-обоснованной профилактики заболеваний;
  • модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск заболеваний;
  • система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.12

В ряде педагогических концепций здоровья, представленных в «Энциклопедии образовательных технологий»,12 проблема формирования отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизации, табакокурению, наркомании) упоминается или подразумевается: «отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков»; «школа без курения, алкоголя, наркотиков», «класс без курения, алкоголя, наркотиков» (А.Ф. Пазухин); «не употребляй алкоголя и не кури» (система «Детка» П.К. Иванова).

Здоровый образ жизни — это трезвый образ жизни!

Абсолютное большинство авторов концепций здоровья и здорового образа жизни считают, что понятие «здоровый образ жизни» не совместимо с понятиями «алкоголь», «табак» и «наркотики». И хотя по отношению к малым дозам алкоголя в медицинских целях в ряде концепций для взрослых делается снисхождение (Н. Семенова, Е. Фролов), то в концепциях здоровья для детей и молодёжи психоактивным одурманивающим веществам места нет!

АТН для души тем опаснее, что человек не замечает опасности. Как утверждает доктор медицинских наук А.М. Карпов, при повреждении тела у человека появляются эмоции страха, тревоги и человек идёт к врачу или сам принимает меры по оздоровлению. При повреждении души АТН и развратом — наоборот, мышление нарушается, способность анализировать утрачивается, совесть теряется, воля слабеет, и человек продолжает вести порочный образ жизни.8

Как сказала подростковый врач-психиатр-нарколог из Татарстана Роза Нажипова,

Формула жизни проста:

Здоровье, мораль, красота,

Созидание, трезвость и воля —

Человека достойная доля.

Как сохранить здоровье?

Нами были рассмотрены ведущие концепции сохранения здоровья с древнейших времён до наших дней. Вернемся к классическому определению здоровья, предлагаемому ВОЗ, согласно которому здоровье — это физическое, духовное и социальное благополучие. Также известно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Это значит, что наше здоровье — наполовину в наших руках, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем. Какими могут быть практические рекомендации на основании всего вышеизложенного?

Духовное здоровье

Для сохранения здоровья, с точки зрения, как религии, так и современной науки, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни не только на физическом, но и на психосоциальном уровне, т. е. жить по законам природы и по «заповедям Божиим».

Поэтому здоровый образ жизни — это, прежде всего, нравственный образ жизни. Чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, необходима опора на ценности Любви, Добра, Прощения.

Традиционные религии предлагают человечеству богатейший арсенал для сохранения духовного и душевного здоровья: предписания и правила, таинства, пост, молитву и т.д.

Современные психологи с переменным успехом занимаются тем же. Делаются попытки объединить религиозное знание с современной психологией. В частности, М.Я. Дворецкая разработала конспект лекций и программу по курсу «Святоотеческая психология» (Новокузнецк, 1999). Автор открыто оперирует религиозными понятиями: дух, душа, грех, спасение, Страх Божий, тема «креста» и т.п. «Закон притяжения», описанный западными психологами, тоже из их числа, хотя слово Бог здесь ни разу не упоминается.

Физическое здоровье

  1. Режим дня — основа физического здоровья. Подобно тому, как все в природе живёт по законам ритма, так и человек должен подчиняться законам собственных биоритмов. Воспитание начинается с режима дня. Режим дня — это программа разумного сочетания труда и отдыха, подчинения естественным биоритмам. Особенно это важно в период развития и созревания организма.
  2. Внешние условия сохранения физического здоровья: нормальная экология, тепло, воздух, солнечный свет. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Закаливание организма с помощью природных факторов — необходимое условие укрепление здоровья. Следовательно, забота о состоянии окружающей среды — важнейшая нравственная и экзистенциональная задача.
  3. Внутренние условия сохранения физического здоровья: здоровое питание, физическая культура, здоровый сон, оптимальное сочетание труда и отдыха, гигиена, очищение организма.
  4. Наше питание — это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Основу здорового питания составляют умеренность, употребление в пищу только натуральных продуктов, желательно полученных в данной местности. Азбукой рационального питания является раздельное питание. Согласно правилам раздельного питания белки не следует смешивать с углеводами, зато жиры можно смешивать как с белками, так и с углеводами. Из напитков самым лучшим является чистая природная вода. Согласно новейшим научным данным питьевой режим взрослого человека должен составлять от полутора до двух литров чистой воды в сутки. Алкоголь и табак должны быть исключены, кроме напитков естественного брожения, крепостью не более 1-2%, например кваса, кефира.
  5. Физическая культура — это, прежде всего, культура движения. Особенно остро организм нуждается в движении в молодом и пожилом возрасте. Здоровье нужно «зарабатывать» достаточной физической активностью. Движением излечиваются многие болезни. Поэтому так важно внедрять массовый спорт вне зависимости от времени года — летние и зимние его виды. Самый доступный вид физической активности — ходить пешком. Спорт высших достижений может принести вред. К физической культуре также относятся массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, для отдельных частей тела и т.п.
  6. Гигиена, очищение организма. Важно соблюдать личную гигиену пользоваться только индивидуальным полотенцем, расческой, одеждой, обувью, соблюдать чистоту. Но не менее важно соблюдать чистоту внутренней среды организма. Очищение организма — это освобождение от болезнетворных микробов, вирусов, грибков, паразитов, радионуклидов, солей тяжёлых металлов. При соблюдении постов организм очищается естественным образом. Однако существуют и многочисленные методики очищения организма, как комплексные, так и по отдельным органам. Самые известные из них — методики Ю. Андреева, Б. Болотова, П. Брэгга. Н. Семеновой, Г. Малахова и др.

Социальное здоровье

  1. Это, прежде всего — свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение — от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни. Информация должна быть жизнеутверждающей. Можно так увлечься разоблачением зла, что разоблачение зла станет ещё большим злом.
  2. Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, положительно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
  3. Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это — Любовь к ближнему. Будет любовь, будет и понимание того, что можно и нельзя делать и говорить, будут и такт в общении, и умение прощать. Этикет, правила поведения навыки общения полезны, необходимы, но они являются лишь вспомогательными средствами достижения гармонии во взаимоотношениях людей.

Выводы к главе 2

  1. Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов. У всех народов формировались специальные системы физического самоусовершенствования: закаливание, борьба, физические упражнения и т.п. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, в отношении к одурманивающим веществам. У всех народов с древних времён физическое здоровье ассоциировалось с силой духа.
  2. Мировые религии обращают внимание на сохранение здоровья человека. Однако в религиях здоровье не самоцель, а часть духовной практики. Тело в религиозном понимании — это храм души. Оскверняя тело, человек оскверняет и душу.
  3. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
  4. Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек — это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни — это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.
  5. Грозную опасность для сохранения физического, психического и социального здоровья в современном обществе представляют все виды легальных и нелегальных наркотиков. Являясь ядами, они разрушают человека на физическом уровне, приводят к социальной дезадаптации, всякого рода безнравственности, преступлениям, а также к моральной и духовной деградации.
  6. Свобода от наркотиков ещё не делает человека здоровым, но она является тем фундаментом, без которого невозможно обеспечить ни физическое, ни духовное, ни социальное благополучие.
  7. В современной подростковой и молодёжной среде массовое распространение употребления алкоголя, табака и наркотиков становится, по-видимому, главным препятствием для воспитания здорового поколения. А это — угроза национальной безопасности и самому существованию нашей цивилизации.

Основная литература

  1. Православный пост. Великий пост, Петров пост. Успенский пост, Рождественский пост: Традиции, правила, кухня / Сост.Т. Сергеева. — 3-е изд. — М.: Локид-Пресс, 2004. — С. 5-10. ^
  2. Силуянова И. Человек и болезнь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Изд. 2-е, доп. Изд. Сретенского Монастыря, 2001. — С. 14-16. ^
  3. Все религии мира / Под общей ред. Е.В. Кузьминой. — М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.С. 214-228. ^
  4. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — С. 65-75. ^
  5. Все религии мира / Под общей ред. Е.В. Кузьминой. — М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.С. 166-170. ^
  6. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — С. 107-108. ^
  7. Вагапова Ф. Ислам и трезвые религии / www.optimalist.narod.ru ^
  8. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите. Образовательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти. — Казань, 2008. — 224 с. ^ ^ ^
  9. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения / http://zdorovie.perm.ru ^
  10. Профилактика / http://zdorovie.perm.ru/Prophylaxis ^
  11. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика / Избр. труды в 2 т. — М., 1994. ^
  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 671. ^ ^
  13. Счастлив тот, кто вина не пьёт. Как молиться об исцелении от недуга пьянства. — М., 1997. — С. 20-35. ^

Дополнительная литература

  1. Баккиоки С. Вино в Библии: Пер. с англ. — 2-е изд. — Заокский: «Источник жизни», 2004. — 384 с.
  2. Синельников В.В. Учебник Хозяина жизни. 160 уроков Валерия Синельникова. — М.: Центрполиграф, 2009. — 222с.
  3. Cristianity and alcohol / http://en.wikipedia.org/wiki/Christianity_and_alcohol
  4. Islamic view of the Bible / http://en.wikipedia.org/wiki/The_ Bible_ in_ Islam
  5. Преподобный Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними.