Глава 10. НЕМЕДИЦИНСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Термины и понятия

Термин «метод» в данном контексте понимается как подход, а «методика» — как совокупность методов (способов) по избавлению от зависимостей.

Сегодня даже наркологи признают тупиковым путь медикаментозного лечения зависимостей. С помощью лекарств можно вызвать чисто физиологические реакции неприятия наркотика, помочь в преодолении страданий абстиненции, укрепить физическое состояние зависимого. Однако убрать зависимость «из головы», из сознания и подсознания человека такими методами невозможно. Поэтому в современной наркологии всё больше внимания уделяется психотерапевтическим методам, гипнозу. Сегодня уже ясно, что главная проблема в лечении зависимостей — это снять психическую зависимость, тогда легче преодолевается и физическая зависимость.

Альтернативными наркологическим являются безлекарственные педагогические и психологические методики избавления от зависимостей. Есть и религиозный путь предупреждения и преодоления зависимостей.

В светском подходе помочь в избавлении от зависимости значит не только и не столько убрать тягу к одурманивающему веществу, но также помочь в обретении смысла жизни, в умении трудиться и справляться с жизненными трудностями и конфликтными ситуациями и т.д.

В религиозном подходе трезвость — это искоренение духовных причин «злоупотребления» (христианство), идеологическое преимущество (ислам), часть духовной практики (индуизм).

Метод и методика Г.А. Шичко

В предыдущих главах уже излагались основные положения теории психологического программирования Г.А. Шичко (см. «Теории о причинах…»; «Теории о зависимостях…»). Согласно этой теории, человек пьёт и курит в результате соответственной запрограммированности: питейной, курительной. Питейная и курительная запрограммированность — это такая искажённость сознания проалкогольными и протабачными измышлениями, которая побуждает человека совершать объективно неоправданные, противоестественные и многосторонне вредные поступки — пить отравляющие жидкости, содержащие яд и наркотик этанол, заглатывать ядовитый табачный дым.

Питейную или проалкогольную запрограммированность образуют: настроенность или установка на употребление спиртного, программа отношения к нему (что пить? сколько? где? и т.п.) и проалкогольное убеждение. Человек поступает в соответствии со своими убеждениями, их нельзя уничтожить ни карами, ни лекарствами, ни запугиваниями. Изменить их можно только под влиянием психологических и идеологических воздействий. Так появился так называемый метод Шичко, т. е. речевой, гортоновический подход к избавлению от химических зависимостей.

Метод основан на разработках НИИ экспериментальной медицины, которые проводились под руководством Геннадия Андреевича. Опираясь на учение В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, Шичко изучает вторую сигнальную систему и её физиологические механизмы, публикует ряд работ на эту тему.

В дополнение к выделенным И.П. Павловым вторичным сигналам: «слову произносимому», «слову слышимому», «слову видимому», Шичко добавляет «слово написанное» и экспериментально доказывает высокую эффективность самостоятельно написанного слова, показывает его связь с подсознанием, с автоматизмом в действиях. Он разработал и методику самостоятельного удаления из сознания различных отрицательных программ и создания новых положительных установок.

Шичко открыл, что ложные программы лучше разрушаются во сне, когда человек спит после написания дневника. Работая с алкоголиками и курильщиками, Шичко использовал все виды слова: его слушатели слушали его лекцию, записывали её, говорили на занятиях сами, а дома писали дневники.

Научное открытие Шичко позволило считать алкоголизм и курение не болезнями, а ложными поведенческими программами, внедренными в сознание обществом. Он обосновывает возможность самостоятельно стирать ложные поведенческие программы и записывать положительные с помощью разных видов слова, и в особенности слова, написанного собственной рукой перед сном.5

Изучая природу алкоголизма, Шичко приходит к выводу, что целью любых противоалкогольных мероприятий должны быть не фантастические умеренное или «культурное питьё», а трезвость, причём предпочтительно — сознательная. Сознательные трезвенники из бывших алкоголиков, как был убеждён по собственному опыту Г.А. Шичко, не нуждаются в реабилитации, они гордятся своим положением и добровольно пропагандируют моральный образ жизни (Шичко. Алкогольная проблема).

Исходя из своей теории, Г.А. Шичко разработал и свою систему понятий — собственный словарь трезвенной и противокурительной терминологии (см. Приложения 1, 2).

Алкоголик и курильщик, по Г.А. Шичко — не больные, а заблудившиеся люди, которым он должен помочь на своих занятиях вернуться к естественной трезвости. Поэтому на его занятиях проводилось не лечение алкоголиков и курильщиков, а «избавление». Оружие Шичко — не лекарства, а СЛОВО. 

По сути, в основе методики Г.А. Шичко — метод убеждения с опорой на разные виды речевой деятельности. Элементы внушения и самовнушения здесь имеются, но не являются основными, хотя их применение отчасти оправдано. Проблема состояла в том, что на эти занятия приходили не просто слушатели, а зависимые люди, алкоголики и курильщики, уже перепробовавшие многие пути избавления от зависимостей и нередко разуверившиеся во всём. На самые первые занятия им даже разрешалось приходить нетрезвыми (лишь бы пришли) и, желательно, с кем-то из близких людей — родителями, женами, сестрами и т.п. Так Шичко решал проблему созависимости.

Особенностью методики является то, что запрета на курение и употребление алкоголя нет. Слушателям даётся достаточная достоверная информация по проблеме и предлагается методика анализа проблемы с помощью написания дневников, открытых обсуждений в группе.

На первый взгляд, на его занятиях ничего особенного не происходило. Он читал лекции, слушатели записывали, а потом дома перед сном отвечали на специально поставленные вопросы, т. е. вели так называемые «дневники», что заставляло думать, проводить переоценку ценностей. На другой день проводилась работа над дневниками, выслушивались исповеди, читались новые лекции.

Вначале на занятиях он даже пробовал гипноз, но вскоре полностью отказался от идеи применения гипноза. На занятиях проводился краткий сеанс аутотренинга, а дома слушатели записывали формулы самовнушения на отказ от алкоголя и табака.

Всего курс длился в течение 10 дней. Когда Г.А. Шичко спросили, почему он выбрал курс длительностью именно в 10 дней, он объяснил это тем, что именно на столько дней у него хватало собранной информации, т. е., по мнению автора, курс может быть и иной длительности.

К удивлению самих слушателей, уже после нескольких занятий у них наступало прозрение, они добровольно отказывались от отравлений табаком и алкоголем, выбирали сознательную трезвость. Пробуждались таланты: бывшие алкоголики и курильщики начинали писать стихи, неузнаваемо менялись сами и мечтали изменить мир к лучшему. А потом до полугода продолжалась переписка с преподавателем. Бывшие слушатели через определённые интервалы времени отправляли преподавателю свои дневники.

К сожалению, сам Г.А. Шичко не успел оставить литературного описания своей методики, хотя в деталях отработал её на практике. Но это сделали за него его последователи, которые прошли у него полный курс избавления от зависимостей. В их числе, журналист Ю.А. Соколов, один из руководителей курганского клуба трезвенников «Доверие» А. Абраменко и др. В дальнейшем методика Шичко была обогащена находками других его последователей (И.Н. Афонин, В.И. Гринченко, А. Глущенко, П.И. Губочкин, В.А. Дружинин, В.Г. Жданов, В.А. Коняев, В.И. Лапшичев, В.А. Толкачёв, С.И. Троицкая и др.).

Сущность методики Г.А. Шичко

Сущность методики избавления от зависимостей состоит в следующем:

  1. В написании подробной автобиографии.
  2. В ведении дневников (ответов на специально разработанные вопросы).
  3. В проведении бесед и разбора анкет и дневниковых записей.
  4. Выработке трезвеннических убеждений, установки на бережное отношение к своему здоровью и здоровью других, на самозащиту от абсурдистских влияний, на добровольное исполнение семейных и трудовых обязанностей.
  5. Выявлении индивидуальных особенностей.
  6. Проверке знаний, взглядов, убеждений.

В процессе занятий достигается:

  1. Усвоение достоверных сведений по проблеме;
  2. Формирование на их основе взглядов и убеждений, относящихся не только к алкогольной и курительной проблемам;
  3. Освобождение от питейной (алкогольной), курительной и иной запрограммированности, привычки к алкоголю, никотину, другим наркотикам, потребности в них.11

Слушатели, окончившие этот курс, становятся убежденными трезвенниками, личным примером утверждают в жизнь девизы клуба: «Спешите делать добро!», «Выбрался сам — помоги другому!», «Если не я, то кто?!», «Плохо одному — плохо всем».6

Из вышеприведённых положений видно, что методика является, прежде всего, педагогической или, точнее, психолого-педагогической. Это — методика обучения, методика формирования мировоззренческих знаний, методика убеждения!

Из вступительного слова к слушателям курсов по избавлению от алкогольной и табачной зависимостей курганского клуба доверие (1989):

«Мы заинтересованы, чтобы вся семья была избавлена от вредных привычек, чтобы ни от одного члена семьи не было соблазнов и провокаций закурить или выпить. Семья должна выступать гарантом трезвости…

Вся программа и учебный план занятий основаны на взаимном доверии, уважении, доброжелательности. Слушатели имеют право выбора руководителя группы, пользования псевдонимом, получать любую консультацию по проблеме, брать на временное пользование имеющуюся в клубе литературу, обращаться к руководителям групп и курса за получением индивидуальной помощи, критиковать их за действия и поступки, а также за приводимые ими сведения, письменно или устно высказывать советы, пожелания и собственные мнения, повторно прослушать курс лекций…

Каждый желающий избавиться от вредных привычек с первого занятия должен считать своей главной задачей полное пожизненное освобождение от этих вредных привычек. Алкогольная проблема по существу идеологическая, поэтому слушатель должен прилагать усилия к очищению сознания от ложных взглядов, убеждений, и в то же время так усваивать знания, чтобы обрести сознательную трезвость.

Разборчиво, правдиво написать автобиографию (ответ на анкету), ежедневно вести дневник по специально разработанным вопросам. Анкету и дневники писать в двух экземплярах, чтобы один из них предъявлять руководителю группы для анализа и выработки необходимых рекомендаций в зависимости от индивидуальных особенностей, а второй экземпляр оставить себе, для закрепления… Возвращать взятую на временное пользование антиалкогольную и противокурительную и трезвенную литературу…

Не прогуливать занятия и не опаздывать, поскольку пробел в занятиях не удаётся восстановить.

Ежедневно, на первых двух часах, занятия проводятся по дневникам:

На первом часе — чтение дневников и выступления выпускников курсов, избавившихся от вредных привычек, работа со словарем трезвенника и некурильщика;

На втором — анализ анкет и дневников слушателей курсов, где даются советы и рекомендации, объясняющие и закрепляющие полученные знания.

На третьем часе — новый материал по изучаемым проблемам. Начинаются и заканчиваются занятия аутотренингом. На одном из занятий даётся психологический текст на внимание, на другом — карта обследования, где слушатели самостоятельно определяют степени и стадии бывшего отравления (опьянения) себя алкоголем. К восьмому занятию они пишут сочинение на тему: «Что хорошего дали курение и употребление алкоголя мне, семье, родственникам, знакомым, трудовому коллективу и обществу». А к десятому занятию сочинение на тему: «Почему люди пьют и курят, зная о вреде никотина и алкоголя?». По этим сочинениям проводятся практические занятия — семинары, где слушатели уже открыто выступают перед своими соратниками.6

По мнению, автора вышеприведённых строк А. Абраменко, методику избавления от вредных привычек можно применять во всех формах учёбы, существующих в стране: школах, училищах и т.д., т. е. методику можно применять, в том числе, в работе со школьниками и студентами. Возможность применения этой методики особенно актуальна в современной алкогольно-табачно-наркотической ситуации, которая сложилась в России в конце второго — начале третьего тысячелетий, в том числе в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях, в которых курение и употребление пива и алкоголь содержащих коктейлей стало массовым явлением, а часть подростков и молодых людей употребляет наркотики.

Сам Г.А. Шичко проводил свой курс только очно, один на один со слушателями, хотя теоретически допускал и другие формы обучения (см. Приложение 3). Однако некоторые из его последователей стали применять и заочную форму обучения. Вначале рассмотрим методику очного курса избавления от алкогольной и табачной зависимостей.

Принципы построения очных занятий по методике Г.А. Шичко

Существуют разные варианты ведения занятий, каждый из преподавателей наполняет курс своим неповторимым содержанием. Однако есть инвариантная часть, которая присутствует у всех.

Структура занятия

  1. Аутотренинг (формулы самовнушения на избавление от зависимостей).
  2. Выступления выпускников и слушателей курсов. Анализ анкет (на втором занятии), на последующих — анализ дневников. Поздравления тех, кто избавился от вредных привычек.
  3. Работа над трезвенными понятиями.
  4. Минилекция на определённую тему.
  5. Разоблачение мифов и иллюзий об алкоголе и табаке.
  6. Стихи, высказывания великих людей.
  7. Аутотренинг (формулы самовнушения на избавление от зависимостей).
  8. Задание на дом (написание анкеты, дневников, сочинений).

Содержание занятий

На первом занятии разбираются права и обязанности слушателя курсов, объясняются термины «алкоголизм», «пьянство», гортоновика», даются формы заполнения анкеты слушателя курсов и дневников, объясняются правила ведения дневника, читается лекция по алкогольной ситуации, в которой приводятся сведения о потреблении алкогольных изделий в отдельных странах, о динамике потребления алкоголя в России и т.д. Читаются стихи. Завершается занятие антиалкогольным и противокурительным аутотренингом, (см. Приложение 2, 3, 4, 5,). Задание на дом: заполнение анкеты.

Второе занятие начинается с аутотренинга, зачитываются дневники выпускников курсов, предоставляется слово выпускникам. Затем проводится анализ анкет и кратко излагается теория психологической запрограммированности на употребление алкоголя и табака, предлагаются варианты «Лестницы Шичко» — схематической презентации его теории, объясняется разница между наркологическим и собриологическими подходами к пониманию сущности зависимости, ведётся работа со словарем, вводятся понятия: психологическая запрограммированность, установка, программа, убеждения, привычка, потребность, алкоголизм, алкоголик, «культурное питие», курение, курильщик. Далее рассказывается о табачной ситуации в стране, составе табачного дыма и вреде курения, стадиях развития табакокурения, абстинентном синдроме и пассивном курении. Предлагаются отравление табаком по правилам (см. Приложение 6). Читаются стихи. Завершается занятие антиалкогольным и противокурительным аутотренингом, где ставится цель личного избавления от алкогольной и табачной зависимостей. Задание на дом: написание первого дневника.

Третье занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов, даются рекомендации по улучшению работы над дневниками, предлагаются приёмы отвлечения внимания при желании отравиться табаком (см. Приложение 7). Рассматриваются понятия: алкоголь, абсолютный алкоголь (спирт), алкогольные изделия, суррогаты, сивушные масла, стадии алкоголизма, степени опьянения, ремиссия, синдром похмелья, запой и др. Далее разбираются мифы об алкоголе и табаке (см. Приложения 10, 11). Завершается занятие стихами и аутотренингом. Задание на дом: написание дневника.

Четвертое занятие начинается с аутотренинга и анализа анкет слушателей, даются рекомендации по правильному написанию дневников. Затем рассматриваются понятия по Г.А. Шичко: безалкогольные напитки, трезвость, трезвенник, воздержанник, клубы трезвости, право местного запрета, «сухие законы», абсурдизм, абсурдист, веритизм, веритист и др. Рассказ о выдающихся трезвенниках прошлого: И. Креститель, Пифагор и др. Высказывания выдающихся мыслителей об алкоголе и табаке (см. Приложение 13). Далее слушателям напоминают о сущности питейной и курительной запрограммированности, приводят данные о влиянии алкоголя и табака на организм человека в зависимости от пола, возрастных и индивидуальных особенностей. Завершается занятие стихами, аутотренингом. Задание на дом: написание дневника.

Пятое занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов. Рассматриваются понятия: алкогольные изделия, суррогаты алкоголя, трезвеннические движения и др. Минилекция о трезвеннических движениях. Л.Н. Толстой, его трезвенная публицистика и «Согласие против пьянства». И.П. Красноносов, Ф.Г. Углов, В.Г. Жданов и др. Трезвеннические организации. В конце занятия — поздравления тех, кто уже избавился от курения. Разоблачение мифов об алкоголе и табаке. Стихи, аутотренинг. Задание на дом: написание дневника.

Шестое занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов, поздравления тех, кто уже избавился от вредных привычек. Рассматриваются понятия: тератогенные факторы, культура, трезвость и др., закрепляются пройденные понятия. Лекция о влиянии алкоголя и табака на внутриутробное развитие. Разоблачение мифов об алкоголе и табаке. Стихи, аутотренинг. На дом сочинение на тему: «Что хорошего дали курение и употребление алкоголя мне, семье, родственникам, знакомым, обществу». И т. д.

В зависимости от программы конкретного курса, число занятий может варьировать от 7 до 10. Тематика, последовательность изучаемых тем и терминов определяются преподавателем, но программа занятий должна отвечать принципам системности и последовательности изложения, иметь строгую логику изложения материала. Начиная с шестого занятия целесообразнее писать не дневники, а сочинения. Курс может быть только противокурительным или смешанным — антиалкогольно-противокурительным. Обязательно добавление актуальной информации из газет, текущих новостей, в том числе, регионального уровня, новых научных данных, личностно значимой информации в зависимости от целевой группы и т.д.

В опыте преподавателей, последователей Г.А. Шичко, применяется приём «последнее отравление табаком» (см. Приложение 8). Процедуру последнего отравления табаком можно проводить в случае, если кому-то из слушателей особенно трудно отказаться от последних 1-2 сигарет. Во дворе или перед открытым окном, слушателю предлагают отравиться табаком «в последний раз», при этом соблюдаются все правила: отравляющий снаряд держат в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем с перекрещенными руками, в некомфортной обстановке, чтобы человек мог сосредоточиться на реальных ощущениях, получаемых от вдыхания ядовитого табачного дыма. Например, практикуются повязка на глазах, стояние на одной ноге или на неудобном возвышении и т.п. Возможно ритуальное сжигание последнего пакета с отравляющими снарядами дома и т.п.

Нельзя умолчать и ещё об одном. Г.А. Шичко был убежденным атеистом. Он считал, что курс избавления от зависимостей содержит достаточный потенциал для развития духовности через помощь другим людям, пробуждение творческих способностей. Некоторые из его последователей, наоборот, стали искать опору в религиозной духовности. Не все бывшие курильщики и пьяницы способны заполнить позитивом тот вакуум, который образуется после избавления от порока. Поэтому в процессе избавления от зависимостей необходима активная помощь в поисках смысла жизни и новых ценностей.

Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика В.И.Гринченко)

Методика разработана на основе открытий в области психофизиологии русских учёных И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина, Г.А. Шичко и собственных теоретических и практических исследований.

Здесь, как и в других авторских вариантах гортоновического (речевого) метода (подхода) Г.А. Шичко, используются все виды СЛОВА: услышанное, увиденное, произнесённое и написанное собственной рукой. Как и в других вариантах методики Шичко, на основе метода убеждения здесь осуществляется разрушение прежних программ на самоуничтожение с помощью алкоголя, табака и наркотиков и создаются конструктивные программы дальнейшей жизни. На очной встрече с наркоманом обсуждаются вопросы смысла жизни и нравственные понятия, ведётся работа по восстановлению логики мышления, формируется широкая социальная и узколичностная мотивация к избавлению от зависимости, активируются самолюбие и самосознание обучающихся.

Особенностью метода убеждения по В.И. Гринченко является доказательство от противного, что, по мнению автора, создаёт внутренний психологический конфликт и способствует положительному выбору.

Организация занятий

С каждым наркоманом и его родственником заключается договор о гарантии избавления от психической наркотической зависимости. В случае неуспеха обучения, но добросовестного выполнения рекомендаций методики оплата за обучение возвращается в двойном размере. Этот момент автор методики считает очень важным, т. к. старается внушить своему подопечному полную уверенность в успехе, все сомнения должны быть отметены прочь. Он — гарантирует! Степень добросовестности выполнения рекомендаций обучающийся определяет самостоятельно.

Обучение проводится вначале очно. Для достижения осознанного отказа от употребления наркотиков навсегда в среднем требуется 2-3 дня. А далее следует заочный период самостоятельной работы в домашних условиях: прослушивание аудио и просмотр видео материалов, чтение учебных материалов и ведение дневников под контролем и с помощью кого-то из близких людей (матери, отца, жены, сестры и т.п.).

Местом социальной реабилитации бывшего наркомана является его семья. Возможны единичные срывы, но они характеризуются уменьшением дозы наркотика и увеличением времени между эпизодами употребления, потерей смысла употребления наркотиков и отсутствием каких-либо положительных эмоций, то есть так называемого «кайфа».

В последующем бывшим наркоманам стыдно за прежний образ жизни, во взаимоотношениях с родными стараются наверстать упущенное, создают семьи, продвигаются по службе, отказываются от алкоголя и табака, помогают избавиться от алкогольной и табачной зависимостям своим близким, агитируют своих бывших приятелей за неупотребление наркотиков.

Результативность методики

Эффективность методики Шичко его последователи оценивают в 60-70% и выше. Это в десятки раз больше, чем достигается официальной наркологией (около 5%). И такой результат сам по себе удивителен в обществе, в котором нормой является не трезвость, а употребление алкоголя и табака, в котором усиленно навязываются ценности безудержного потребления и одурманенного образа жизни.

Почему достигается столь высокий результат за столь короткий период времени?

Во-первых, по мнению автора, потому, что в ходе обучения обеспечивается усвоение научной информации о наркотиках, дискредитируется образ жизни, связанный с их употреблением и предоставляется помощь в формировании смысла жизни, жизненных целей и потребностей.

Во-вторых, потому что наркоманы убеждаются в том, что тяга к наркотикам, то есть положительные о них мысли, вопреки расхожему мнению, является не болезнью, а результатом искажения сознания. А значит, они — не больные, а заблудившиеся в жизни люди.

В-третьих, наркоманы приходят к выводу о том, что широко распространённое в христианском мире употребление алкогольного наркотика в виде пива, вин, шампанского и других жидкостей — дикая и глупая традиция, приводящая к вырождению и уничтожению народов.7

Другие варианты методики В.И. Гринченко

Избавление от наркомании осуществляется и на базе Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек.

Автором разработаны и другие учебные методики: гарантированного заочного самоизбавления от алкогольной и табачной зависимостей, ожирения, неврозов и снижения повышенного артериального давления.

Методика В.И. Гринченко фактически является авторским вариантом методики Г.А. Шичко. Самоизбавление от зависимостей осуществляется очно и заочно с использованием конкретных материалов, разработанных автором. Присутствуют и основные элементы методики Шичко: выявление индивидуальных особенностей, заполнение анкеты, ведение дневников, написание сочинений, выработка трезвеннических убеждений, установка на бережное отношение к своему здоровью и здоровью других, установка на самозащиту от абсурдистских влияний, на добровольное исполнение семейных и трудовых обязанностей, проверка знаний, взглядов, убеждений.

Главная цель автора методики — устранить психическую зависимость от наркотика. Поэтому он работает с обучающимся в период купирования физической зависимости. Эффективность обучения выше, когда обучающийся находится в трезвом состоянии и при отсутствии абстиненции, т. е. «ломки».

Опыт клубной деятельности Фонда им. Г.А. Шичко (г. Екатеринбург)

Как сообщают о себе сами члены Фонда, Благотворительный Фонд им. Г.А. Шичко — это общественная организация, которая не занимается политикой, не поддерживает и не выступает против какой-либо политической партии. Фонд помогает наркоманам и их семьям независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания, финансового положения. Фонд не является религиозной организацией, не связан с какой-либо религией, верой или сектой. Членство в Фонде бесплатное, Фонд существует благодаря добровольным пожертвованиям членов фонда.

Форма деятельности по реабилитации наркозависимых в Фонде — организация клуба взаимопомощи наркоманов. Заседание клуба проводится, даже если на него пришли всего 2 человека.

Теоретические основы деятельности клуба

Уже в самом факте присвоения Фонду имени Г.А. Шичко подчёркивается, на каком теоретическом фундаменте строится деятельность клуба. В соответствии с основными положениями метода Шичко, работа с зависимыми строится на основе СЛОВА: услышанного, увиденного, произнесённого и написанного. Руководитель клуба Владимир Александрович Дружинин на самых первых занятиях объясняет членам клуба основы теории Шичко, «строит» знаменитую «лестницу Шичко», читает минилекции по разным аспектам проблемы наркомании. Его слушатели заполняют анкету, пишут дневники и сочинения, занимаются аутотренингом, заучивают наизусть и просто пишут формулы самовнушения. Члены клуба пишут до 50 дневников и сочинений, проделывают огромную духовную работу, что потом позволяет им называть себя «бывшими» наркоманами, вопреки официальному мнению, что бывших наркоманов не бывает.

В процессе работы со словом разрушаются ложные убеждения, проводится работа с мыслью-гоном, формируются новые положительные программы поведения и жизненных планов.

Процесс реабилитации затягивается до полугода. Находкой клуба является работа над нравственными притчами. Здесь понимают, что проблема зависимости — это проблема духовно-нравственная. Нравственная притча является отправной точкой для размышлений о добре и зле, любви и дружбе, взаимоотношениях детей и родителей, смысле жизни и т.д.

Программа реабилитации наркозависимых

Программа реабилитации наркозависимых состоит из 12 ступеней:

  1. Приход в клуб (по собственному желанию или под нажимом родных и близких).
  2. Ведение дневника перед сном.
  3. Заучивание наизусть основного текста.
  4. Пустыня (прекращение контактов с наркоманами).
  5. Признать себя наркоманом, признать, что без посторонней помощи я не справлюсь со своим недугом.
  6. Обращение к Богу, Иисусу Христу, Святому Духу, Богородице, святому мученику Вонифатию, Ангелу-Хранителю, святому, имя которого носишь (либо это обращение к Доброй невидимой силе, в которую ты веришь. Никто не заставляет тебя насильно верить. Верить или не верить решаешь ты сам (а), это твоя свобода.
  7. Молитва (научиться молиться).
  8. Простить всех, кто принёс мне боль. Попросить прощение у всех, кому принёс (ла) боль я.
  9. Исповедь. Причастие.
  10. Принять решение о полном пожизненном отказе от наркотиков, алкоголя, табака. Признать, что отказ от наркотиков нужен лично мне, а не моим родным и близким.
  11. Заняться полезным делом, научиться работать.
  12. Выбрался сам, помоги другому.8

В Фонде понимают, что для успешного избавления от наркомании необходимо привлекать созависимых членов семьи. Для родителей наркоманов — это тоже 12 ступеней.

Рекомендации родителям наркомана:

  1. Приход на занятия вместе с ребёнком или без него.
  2. Признать, что в том, что произошло, есть и моя вина.
  3. Ведение дневника.
  4. Признать, что я своей волей, угрозой, наказанием бессилен (льна) помочь своему ребёнку избавиться от наркомании.
  5. Признать, что без посторонней помощи я не смогу помочь своему ребёнку избавиться от наркомании.
  6. Обращение к Богу, Иисусу Христу, Святому Духу, Богородице, святому мученику Вонифатию, Ангелу-Хранителю, святому, имя которого носишь.
  7. Молитва (ежедневная) за себя, ребёнка и родителей.
  8. Простить своего ребёнка и всех, кто принёс мне боль. Попросить прощение у своего ребёнка и у тех, кому принес (ла) боль я.
  9. Совместная с ребёнком исповедь, причастие.
  10. Принять решение о полном пожизненном отказе от алкоголя. Проведение трезвых праздников.
  11. Посещать клуб для родителей наркоманов.
  12. Заповеди клуба «Оптималист»:
  • Спешите делать добро!
  • Если не я, то кто же?
  • Выбрался сам, помоги другому.9

Притчи и выдержки из сочинений

Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)

«К царю привели человека, который должен был ему сто тысяч динариев (долларов), и т.к. тому человеку нечем было заплатить, то царь велел продать всё, что он имел, и его самого со всей семьёй в рабство, чтобы вернуть долг. Но должник упал на колени и просил: «Подожди немного, и я верну тебе долг». Царь, сжалившись над ним, отпустил и простил ему весь долг. Человек тот вышел и встретил друга, который должен был ему сто динариев и, схватив его, стал душить, требуя вернуть деньги. Друг же упал на колени и просил: «Подожди немного, и я верну тебе долг». Но тот не захотел ждать и посадил его в темницу. Царь же, узнав об этом и призвав его, сказал: «Злой раб, весь долг я простил тебе, не подлежало ли и тебе помиловать товарища своего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».8

Мораль: своим непрощением ты приносишь вред только себе. Если тебе трудно простить сразу, то хотя бы не держи зла. Прости родителей. Детей и любимых. Самого себя.

Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)

«Каждому человеку, наверное, в жизни часто приходилось терпеть боль, и моральную, и физическую, от разных людей, близких и далеких, родственников, друзей. Знакомых, начальников, учителей, милиционеров. И большинство людей всю жизнь носят обиду на них, таят злобу. Мечтают отомстить. И многие люди даже не собираются их прощать, даже не задумываются над этим. Конечно. И у меня тоже были такие моменты в жизни. Когда мне сказала Женя (я с ней раньше встречался), что всё, Серёжа, я больше не желаю быть с тобой, я думал: «Вот дурра…». Я не понимал тогда, что я в принципе виноват сам или не хотел понимать и считал, что виновата только она.

А когда меня били в милиции, я проклинал всех ментов, ненавидел их гадов и их морды помнил долго (одного помню до сих пор). Представлял, как бы я его мучил, избивал.

Я проклинал учителей, с которыми я не уживался, не любил, которые относились ко мне несправедливо, ставили заниженные оценки.

Я их всех ненавидел: товарищей, знакомых, которые поступали со мной предательски, подставляли меня. И много было таких случаев. Когда люди плохо поступали по отношению ко мне. Сразу всего и не вспомнишь…

Я прощаю всех: кто меня когда-либо отвергал, предавал. Продавал. Унижал, забывал, бил, причинял моральную боль, отвергая дружбу и любовь, проклинал. Я всех прощаю и не держу зла ни на кого…».8

Кому принёс боль я (из дневника наркомана)

«За годы своей жизни я принёс боль очень многим людям, которые меня окружали. Только сейчас я понял, скольким людям я насолил в жизни, скольким доставил неприятности, разочарование, боль, моральную и физическую. Ведь в прошлой жизни я в принципе не задумывался над последствиями своих действий. Поступков, А если такие мысли приходили, я их отгонял. Как много людей, у которых я хотел бы попросить прощение. Не знаю, услышат ли они меня, простят ли. Но я хоть через дневник попытаюсь это сделать. Сколько раз из-за меня страдали родители. Сколько слез пролила мама, сколько перенервничал отец, сколько натерпелась бабушка, сколько у них появилось морщин на лице и седых волос, сколько лет жизни я у них забрал? Не знаю.

Прости меня, мама, я причинил тебе боли больше, наверное, чем кому-либо. Я знаю, что ты и сейчас, наверное, иногда плачешь из-за меня, обнаружив очередную пропажу из дома. Ты сейчас далеко, но я хочу. Чтобы ты меня услышала. Прости меня, мама!

Прости меня. отец, тебе тоже досталось от меня немало. Я видел, как ты мучаешься от бессилия что-либо исправить в нашей семье, видя. Как я погибаю в наркотическом дурмане. Тебе сильно досталось от меня, ведь мама считала. Что ты должен что-то сделать со мной, но ты понимал, что я сам должен этого захотеть, а иначе изменить ничего невозможно. Я часто был к тебе не справедлив. Прости меня, папа!

Прости меня, бабушка. Прости за то, что я столько у тебя украл, вытащил, проколол, всё, что ты хранила и накапливала. Я знаю, что тебе трудно, старенькой, было против меня бороться, и я пользовался твоей старостью и слабостью. За все слезы и страдания, прости меня, бабушка.

Простите меня, девчонки, с которыми мне довелось встречаться, дружить, любить, простите. Что обманывал вас, что использовал многих из вас в качестве «дойных коров». Особенно, простите меня Женя П., Женя Н., Света Д., Лена Б., я причинил вам боль и страдания.

Прости меня, мой друг Саша, сколько я тебя обманывал… Прости меня, Саныч, за мой вчерашний поступок… Прости меня, Дима… Прости меня, Серега… Простите меня, люди».8

Притча о материнской любви (для родителей)

«Один юный наркоман, поставив себе слишком большую дозу, упал без чувств. Его молодая мама, вбежав к нему в комнату, увидела, как его уносит Смерть.

Бедная мать выбежала из дома в одном платье, несмотря на сильный мороз и стал искать своего ребёнка, на пути ей встретилась седая некрасивая старуха в черном одеянии, и та сказала ей:

— Смерть посетила твой дом, и я видела, куда она пошла с твоим сынишкой, но я не скажу тебе, пока ты не отдашь мне свою молодость и красоту, а также длинную русую косу, а я в обмен за это отдам тебе своё уродство, старость и свои седые волосы.

— Зачем мне молодость и красота, если со мной не будет моего ребёночка, я с радостью отдаю тебе всё это.

— Смерть побежала вон в том лес.

Забежав в лес, мать повстречала на пути терновый куст, который сказал ей:

— Я скажу тебе, куда убежала Смерть, если ты отогреешь меня на своей груди, смотри. Я весь замерз, и скоро обледенею.

Мать крепко прижала его к груди, его острые шипы вонзились ей в тело, и на груди выступили крупные капли крови.

Куст отогрелся. И весь покрылся цветами. Несмотря на мороз.

— Она побежала к озерцу, — сказал ей куст.

Озеро сказало матери:

— Я собираю жемчужины, а у тебя ясные и чистые глаза. Выплакай их в меня, и я перенесу тебя на тот берег, где живёт Смерть.

— О, чего я только не отдам, чтобы вернуть моего ребёнка, — сказала плачущая мать, заливаясь слезами ещё сильнее, и вот глаза её упали на дно озера и превратились в две красивые жемчужины. Озеро подхватило мать, и она перенеслась на другой берег, где её ждала Смерть.

— Я превращалась и в старуху, и в терновый куст, и в озеро, — сказала смерть, — но твоя любовь оказалась сильнее меня.

Смерть отдала матери сына и вернула ей молодость и красоту, ясные и чистые глаза и длинные русые косы, на которые она одела терновый венец».9

Мораль: материнская любовь преодолеет все преграды.

Таким образом, деятельность клуба взаимопомощи наркоманов при Фонде строится на теоретическом фундаменте теории Г.А. Шичко. Средством избавления от наркомании является СЛОВО, разные его виды. Стержнем всей информационной работы является духовно-нравственное содержание. Несмотря на декларированную свободу от религии, этика программы избавления от зависимости строится на христианских десяти заповедях, приветствуются исповедь и причастие, молитва и вера в Бога или любую добрую силу, способную помочь.

Альтернативный подход в использовании метода Г.А. Шичко

Сущность этого подхода состоит в том, что при оказании помощи в решении другой проблемы, например, коррекции зрения, снижении веса, очищении организма и т.п., попутно реализуется задача избавления от алкогольной и табачной зависимостей. По этому пути пошли И.Н. Афонин и В.Г. Жданов. Они проводят курсы коррекции зрения на основе методов Г.А. Шичко и У. Бейтса. У Бейтс считал, что ношение очков только ещё больше калечит зрение и разработал систему упражнений для глаз, которые позволяют отказаться от ношения очков и оздоровить глаза. И.Н. Афонин и В.Г. Жданов наложили эту идею на метод Шичко. Ношение очков, по их мнению, вредная привычка, ложная программа, что только так можно решить проблему ухудшения зрения. А ведь есть и иные пути, которым нужно просто обучить.

В их авторских методиках присутствуют и анкеты, и дневники, и настрои, и упражнения для глаз, и методы очищения организма, и информация о правильном питании, в том числе информация о вредном влиянии алкоголя и табака на здоровье вообще и зрение в частности. С их курсов слушатели уходят не только с улучшенным зрением, но и с трезвенными убеждениями.

Почему избавление от вредных привычек является платным?

Вопрос об оплате за избавление от вредных привычек является одним из самых деликатных. Сам Г.А. Шичко проводил свои курсы по избавлению от зависимостей бесплатно. На свой скромный заработок старшего научного сотрудника НИИ он снимал помещение для своих слушателей, приобретал специальную литературу, размножал печатные материалы. Непомерные нагрузки на основной работе и по ведению бесплатных курсов, по признанию близких людей, подорвали силы Геннадия Андреевича и приблизили его кончину.

Многие последователи Шичко отказались от идеи бесплатных курсов. Даже Фонд им. Г.А. Шичко существует благодаря благотворительным пожертвованиям самих членов клуба (наркоманов) и отдельных спонсоров, которых, к сожалению, немного.

Работа с зависимыми по методу Г.А. Шичко — это, по сути, разновидность образовательных услуг. Требуются подготовка к лекциям и семинарским занятиям, разработка учебных материалов и учебных пособий, аренда помещения. Ясно, что всё это требует сил, денег, времени. Не удивительно, что многие из преподавателей сделали это своей единственной профессией, иначе быть профессионалом весьма проблематично.

На государственном уровне используется лишь один подход — наркологический. Немедицинские подходы отданы на волю и содержание энтузиастов. На данном этапе государство не мешает реализации этих подходов, но и не помогает. Поэтому и произошла коммерциализация этой сферы оказания услуг, т. к. иных источников финансирования просто нет.

Согласно выписке из письма Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 10-04/6-100 от 28.06.95 г. для государственных лицензионных комиссий:

«Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации считает, что метод Г.А. Шичко не нуждается в медицинском лицензировании, т. к. является психолого-коррекционой методикой» (зам. начальника Управления организации медицинской помощи населению А.С. Карпов).

Зависимость — порок души

В традиционных религиях небывалый рост алкоголизма, наркомании, всего порочного и аморального связывается, прежде всего, с общим духовным кризисом человечества.

Известный врач, психотерапевт, автор ряда публикаций, посвящённых теме духовного здоровья, В.К. Невярович пишет, что при сохранении нынешних тенденций разложения, в скором времени большая часть человечества будет состоять из пьяниц и наркоманов, а чтобы успокоить себя, человечество признает это «вариантом нормы».1

Проявления подобного самоуспокоения сейчас можно наблюдать, например, в российской действительности: «Подростки пьют пиво? — Так ведь это же «безалкогольный напиток!»; «Дети и женщины курят? — Так ведь все курят!»; «Праздник? Надо напиться до состояния «лицом в салат»!»; Россия спивается? — Так ведь весь мир пьёт!»; «У человека неприятности? — Надо уйти в запой!»; «Молодёжь пробует наркотики? — Так ведь они же любопытные, им всё нужно попробовать» и т.д.

Кроме того, под прикрытием разговоров о Боге, появилась ещё одна опасность. Чрезвычайно расплодившиеся тоталитарные секты, противопоставляющие себя традиционным религиям, проверенным временем, являются разновидностями духовной наркомании, а в ряде деструктивных сект наркотики и сексуальное растление становятся частью «обрядов». Вырваться из таких сект практически невозможно, это — капкан.2 Спасение в одном — подальше от всяких сект!

В христианском, в частности, православном понимании, пьянство и наркомания не являются сугубо соматическими (телесными) и психическим заболеваниями, лечением которых обычно занимается медицина. Пьянство и наркомания, прежде всего — духовные страдания, которые врачуются духовными средствами. Телесные же повреждения (цирроз печени, сердечнососудистые заболевания, некроз поджелудочной железы) суть последствия духовного страдания. В высказываниях святых отцов говорится, что «всякая страсть имеет своего беса» (Феофан Затворник) и пьянство сравнивается с «добровольным отданием себя в руки беса» (Василий Великий). А святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что изгнать «беса пьянства» можно только «молитвою и постом».

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) рассматривает пьянство и наркоманию как формы беснования, на которые лекарства не оказывают никакого воздействия, потому что в основе пьянства и наркомании лежат греховные страсти: плотоугодие, сластолюбие, душелюбие, гордыня и утверждает, что победить эти страсти без помощи Божией невозможно.1

Св. Тихон Задонский, касаясь в своих сочинениях темы пьянства, указывал на нежелание пьяницы избавляться от своего порока: «Пьяница — погибший человек, но сам этого не замечает, он утопает в болоте греха и вовсе не думает о том, как бы из него выбраться; он валяется в грязи как свинья, но отмыть эту грязь не хочет, мало того, — он гневается на того, кто хотел бы его вытащить из этой погибельной пропасти».1

Как заставить зависимого захотеть «выбраться из грязи»? Каков путь к избавлению от зависимостей в православном подходе?

Считается, что благотворное влияние оказывает чтение Священного Писания. Известны молитвы преп. Моисею Мурину, св. мученику Вонифатию и Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая чаша». Пост расценивается как средство очищения и усмирения страстей.

Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе

Если зависимость — это порок души, то задача духовника — исцеление души грешника через его смирение и покаяние в церковных таинствах. Важно понимание недостаточности своих сил, а иногда и полного бессилия, в деле избавления от страстей, и тогда приходит осознание необходимости искренней молитвы к Богу о помощи. Помимо молитвы большое значение для укрепления воли в борьбе с грехом имеют обеты и зароки. Чем отличается обет от зарока? В Библии под обетом имеется ввиду обязательство исполнить что-то положительное: помочь бедняку, съездить по святым местам и т.п.

Зароки — те же обеты, только запрещающего характера. В зароках человек даёт обещание не совершать греха, бороться самым решительным образом с той или иной греховной привычкой, например, с привычкой пить, курить, сквернословить и т.п. Эти зароки становятся эффективнее, если они даются торжественно перед Святым Крестом и Евангелием. При зароке имеется свободное волеизъявление и искреннее желание самого человека избавиться от порока.

Естественно, нарушая данный Богу зарок трезвости, человек добровольно отказывается от защиты свыше.

Духовная зависимость проявляется в следующем:

1) в неприятии человеком самого факта зависимости;

2) в неосознании пьянства, курения, наркомании, игорной страсти, как зла и тем более греха;

3) во внутренних самооправданиях своей страсти.

В научной литературе метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) отражает лишь финальный этап комплексного психотерапевтического процесса, не раскрывая важной его отличительной особенности — обращённости к духовному началу в человеке.

В процессе духовно-нравственной реабилитации зависимому человеку предлагается сделать двенадцать шагов по «лествице трезвения»:

I ступень: очищение сознания от пагубных мнений;

II ступень: усвоение трезвомыслия;

III ступень: познание себя, понимание, что от зависимости (страсти) невозможно полностью избавиться только лишь собственными силами или излечиться медицинскими методами;

IV ступень: обретение основ смирения;

V ступень познание спасительных истин православной веры;

VI ступень принятие решительного намерения жить по заповедям Божиим, прекращение саморазрушения личности одурманивающими веществами;

VII ступень: соединение личной воли с волей Божией;

VIII ступень: покаяние и исповедь;

IX ступень: пост как форма сознательного самоограничения;

X ступень: молитва;

XI ступень: воцерковление;

XII ступень: духовное трезвение.

В настоящее время в соответствии с положениями «лествицы трезвения», в Санкт-Петербургской епархии при отделе по противодействию наркомании и алкоголизму проводится большая трезвенническая работа.12

Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)

Под руководством доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия (Берестова), руководителя и духовника Душепопечительского православного центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведника Иоанна Кронштадтского, разработана «Программа духовной и психологической реабилитации лиц, страдающих наркоманией». Душепопечительский центр (ДПЦ) реабилитации наркозависимых воплотил эту программу в жизнь, занимаясь духовной и социально-трудовой реабилитацией зависимых.

Цели программы реабилитации:

— избавление от недуга наркомании;

— нравственное возрождение личности;

— обретение семьёй и обществом полноценных граждан.

Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей и психологов, педагогов.

В реабилитации наркозависимых есть три этапа:

1. Этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии.

2. Этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, удаление его из наркозависимой среды, продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации.

3. Этап семейно-бытовой и социальной адаптации наркозависимого, социально-трудовая деятельность.

На первом этапе реабилитация включает в себя лечение, либо в условиях стационара, либо в амбулаторных условиях, медикаментозными средствами для выведения из состояния наркотизации с абстинентным синдромом, проведения общеукрепляющей терапии и специфического лечения телесных недугов, которых бывает немало у наркомана. На этом же этапе начинается воцерковление зависимого. Отметим, что лекарственная терапия применяется не для избавления от зависимости, а для облегчения последствий зависимости. Саму зависимость лекарствами здесь не лечат.

На втором этапе, состоящем из трёх подэтапов, осуществляется целенаправленное воздействие на личность наркозависимого с удалением его из наркозависимой среды. Сначала это — активная пастырская работа и социально-трудовая реабилитация в общине или при монастыре. Затем анализ социальных контактов и психологических причин, которые привели к формированию наркозависимости, моделирование ближайших и отдалённых перспектив, раскрытие положительных резервов личности. Наконец, это — обсуждение вопросов, касающихся смысла жизни, понятий «грех», «страсть», «добродетель». Подготовка к Таинству Исповеди.

Первые два этапа реабилитации осуществляются в Душепопечительском центре, общине или при монастырях.

На третьем этапе осуществляется семейно-бытовая и социально-трудовая реабилитация бывших наркозависимых в состоянии устойчивой ремиссии. Сотрудники центра активно помогают в трудоустройстве и в семейной адаптации.

Используемые методы психотерапевтического воздействия:

  • Духовно-ориентированная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Коллективная психотерапия
  • Психотерапия средой
  • Психотерапия духовной литературой
  • Музыкотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Элементы психодрамы
  • Психопрофилактика

Основные принципы православного медико-психологического душепопечения:

  1. Исповедание Православной веры.
  2. Базирование душепопечительской практики на отечественном духовном наследии.
  3. Неприятие оккультно-мистических техник (программирование, кодирование, гипноз, медитация, ребефинг, йога и другие методы воздействия на подсознание).

Главная мысль, которую стараются донести до своих подопечных сотрудники центра: «Христианство — не магия. Потребуется немалый личный духовный труд, чтобы преодолеть зависимость». Для тех, кто проходит активную духовную и социальную реабилитацию эффективность составляет около 80 процентов.3 .

Таким образом, душепопечительская методика является альтернативной наркологическому подходу. На первом этапе реабилитации медикаменты хотя и используются, но не с целью снять зависимость, а с целью преодолеть последствий зависимости. Здесь понимают, что таблетками зависимость вылечить невозможно. Основной упор в реабилитации делается на религиозно-духовном возрождении личности, её семейно-бытовой и социально-трудовой адаптации, на верности отечественным культурным традициям, своим корням.

В современном обществе, в котором религиозные ценности оказались значительно утраченными, далеко не все «заблудшие» станут искать спасение в религиозных центрах. Что делать тем, кто считает себя атеистом? К счастью, в России есть и светская немедицинская методика, позволяющая эффективно избавлять от зависимостей.

Методика Ю.М. Орлова (обучение саногенному мышлению)

Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели самоуправления. Оно способствует выработке гармоничного поведения и включает в себя умение управлять своей волей, направлять её на совершенствование своего нравственного облика.

Саногенному мышлению противопоставляется патогенное мышление. Ю.М. Орлов так описывает черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Обдумывая обиду, человек строит планы мести.

2. Каждый акт такого отрицательного воображения фиксируется в последующих чертах характера. Обиженный становится обидчивым и мстительным, ревнивый — маниакальным и т.д.

3. Патогенное мышление исключает рефлексию, т. е. умение видеть себя со стороны.

4. Патогенное мышление культивирует в себе отрицательные образования: обиду, ревность, мстительность и т.д.

Саногенное мышление есть тренировка в хороших мыслях и делах. Тренирующийся программирует положительные образы и чувства с помощью самонаблюдения и ведения дневников.

Саногенное мышление помогает приобрести невозмутимость в любом кипении страстей, помогает человеку владеть собой в любой ситуации. Самоанализ и ведение дневников обязательны.

Методика саногенной рефлексии при табакокурении состоит в следующем:

1. Курильщику предлагается изучить обстоятельства курения. В течение месяца нужно наблюдать, когда и сколько он выкуривает сигарет, и вести запись не только внешних обстоятельств, связанных с возникновением импульса к курению, но и тех переживаний и желаний, с которыми связано курение.

2. Даётся задание воспроизвести в сознании обстоятельства, в которых возникла привычка к курению. Также анализируются отрыв от курения и абстиненция, если она была, и психическое состояние в настоящий период времени.

3. Курильщику предлагается ясно представить себе то удовлетворение, которое он получает от выкуренной сигареты, от впечатления, производимого на окружающих его курением.

4. Даётся задание дать количественную характеристику курению. Для этого строится график числа выкуриваемых сигарет в течение недели и по праздникам, затем определяется их число в течение дня, чтобы узнать привычки и особенности поведения человека.

После проведённого анализа выявляются и психологические защиты: «Учитель — хороший человек, а тоже курит», «Дедушка всю жизнь курил, а жил долго» и т.д.

Последующая тактика построена на переходе от защиты к нападению. Различают 5 атак.

Первая атака состоит в отделении процесса курения от связанных с ним дел. Нужно перестать курить с приятными людьми и в приятных обстоятельствах.

Вторая атака — замена сопутствующих курению действий нейтральными: можно держать сигарету не пальцами, а в руке, сигарету заменять жевательной резинкой, семечками, конфетами.

Третья атака — угасание импульса к курению, наблюдение за собой со стороны («он опять захотел, чтобы я курил»).

Четвертая атака — полное воздержание от курения в течение суток или двух. Даётся установка не набрасываться на сигарету импульсивно, а попытаться почувствовать прелести воздержания: наслаждение чистым воздухом, запахом цветов и т.д.

Пятая атака — уничтожение курильщика в себе. Придумывается повод и ритуал для отметки окончательного дня воздержания — разыгрывается спектакль с «похоронами сигарет».

Для закрепления эффекта требуются последующие реадаптационные мероприятия: встречи антиникотинового клуба (1 раз в 1-2 месяца), занятия с новичками и реадаптация лиц, уже бросивших курить.10

Метод Г.Н. Сытина

Георгий Николаевич Сытин, дипломированный специалист в области медицины, психологии и педагогики — автор творящих мыслей о здоровье, исцеляющих настроев. Есть несколько теорий, объясняющих силу настроев Сытина, в том числе и эффектом самовнушения. Но главное доказательство — многочисленные случаи исцеления благодаря этим настроям.

С помощью исцеляющих настроев Г.Н. Сытина успешно лечатся неврозы, эпилепсия, шизофрения, неврастения, заикание, осуществляется избавление от алкоголизма и курения. Дело за самим человеком, имеющим проблему — иметь волю и желание читать эти настрои.

Преподаватели по методике Г.А. Шичко иногда используют эти настрои в дополнение к дневникам (см. Приложение 9).

Метод избавления от курения С.Н. Зайцева

Имя известного российского нарколога С.Н. Зайцева уже не раз упоминалось в этой работе. Основной причиной алкогольной и табачной зависимости он считает «дефицит информации», невладение правдивой информацией в достаточном объёме для того, чтобы сделать разумный выбор в пользу неупотребления алкоголя или курения.

Зависимость он считает болезнью. В методиках оказания помощи своим пациентам и созависимым близким людям алкоголика, курильщика преобладают психотерапевтические методы воздействия. Однако в числе методик С.Н. Зайцева есть одна, разработанная для нетяжёлых случаев табачной зависимости. Она описана в его книге «Зеркало для курильщика»; имеется аудиоверсия этой книги под названием «Как бросить курить за три дня?», записанная профессиональным актёром.

В сущности, это метод убеждения с элементами внушения, который вряд ли следует считать медицинским. Здесь тоже главным средством воздействия является слово. Автор по-дружески высмеивает этот порок, объясняет, кому выгодно, чтобы вы курили, и почему не выгодно курить лично Вам. Попутно даёт правдивую научную информацию и подводит читателя (слушателя) к выводу, что курить глупо, немодно, разрушительно.

Эта книга — не страшилка, а дружеское увещевание. Она была написана С.Н. Зайцевым для собственной дочери, когда она в 15 лет за кампанию начала курить и бросить это самостоятельно уже не могла. С помощью книги своего отца у неё это получилось. Завершается книга описанием ряда техник, помогающих бросить курить. Однако автор предупреждает, что если не удаётся бросить курить с помощью этой книги, необходимо обратиться к наркологу.

Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра

Американский бухгалтер Аллен Карр разработал собственный способ избавления от никотиновой зависимости, от которой сам страдал долгие годы. Позже он применил свой метод к проблемам алкоголизма и ожирения. Свой метод он назвал «лёгкий способ», и выбрал единственным оружием слово. Так появляются книги «Лёгкий способ бросить курить», «Лёгкий способ бросить пить», «Лёгкий способ сбросить лишний вес». Главной причиной того, что люди начинают пить и курить он считает «промывание мозгов», ложное убеждение в том, что пить и курить — самые естественные на свете занятия. Метод «лёгкий способ» фактически является методом убеждения. Для этого автор предлагает внимательно прочитать его книгу. Большая часть книг посвящена развенчанию основных мифов об алкоголе, табаке, питании. В конце книги автор предлагает насладиться вредной привычкой в последний раз и с уверенностью, не подвергая никаким сомнениям правильность своего выбора, навсегда расстаться с РАЗРУШЕНИЕМ, как он называет алкоголь, табак, привычку переедать и есть, что попало.

Книги написаны живым языком, с оптимизмом, легко читаются. А в последнее время появились и аудиокниги и видеолекции по книгам Аллена Карра. Проблема состоит в том, чтобы человек ЗАХОТЕЛ это прочитать или прослушать, т. е. нужна мотивация к избавлению. В трудных случаях автор советует друзьям и близким алкоголика или курильщика самим прочитать его книги и хотя бы пересказать основные моменты, чтобы пробудить любопытство у зависимого и мотивировать его к прочтению книги.

Как пишут на обложках его книг, метод имеет следующие достоинства:

Эффективность: метод А. Карра используется во многих клиниках мира, действует быстро и даёт устойчивый результат.

Простота: не требуется силы воли, не возникает необходимости в заменителях; потребность в алкоголе (табаке, избыточном питании) исчезает без какого-либо замещения.

Удобство: отказ от употребления алкоголя (табака) не сопровождается дискомфортом, не вызывает абстинентного синдрома.

Практичность: никакого запугивания, никакого специального лечения.

Универсальность: метод Аллена Карра помогает каждому справиться с тревогами и страхами, мешающими наслаждаться жизнью, даёт возможность получать больше удовольствий от праздников, не прибегая к помощи алкоголя.

Результат: новое, не сравнимое ни с чем, ощущение свободы.

Напрашиваются аналогии с другими речевыми методами. Как и Г.А. Шичко, Аллен Карр считает, что причиной, заставляющей людей начинать пить и курить является «промывание мозгов», только у Шичко это оформлено в стройную научную теорию психологической запрограммированности. Для избавления от зависимости Аллен Карр использовал в основном слова видимые, Г.А. Шичко — слова видимые, слышимые, произносимые, написанные собственной рукой.

Таким образом, методика Шичко имеет целый ряд преимуществ: серьёзную теоретическую базу, целый комплекс научно разработанных методов, составивших стройную методику. Однако в мировом сообществе Шичко почти не знают, а имя Аллена Карра достаточно хорошо разрекламировано.

Выводы к главе 10

  1. Существует два основных немедицинских подхода к избавлению от зависимостей: светский и религиозный. В традиционных религиях зависимости рассматриваются как пороки души, поэтому «лечатся» постом, молитвой, воцерковлением, духовно-нравственным совершенствованием.
  2. В светском подходе тоже понимают значение духовно-нравственного состояния личности. Однако преобладают теории воздействия извне: теория психологической запрограммированности на употребление алкоголя и табака Г.А. Шичко, теория «дефицита информации» С.Н. Зайцева, теория «промывания мозгов» А. Карра.
  3. В светских методиках используется, прежде всего, сила СЛОВА. Но только в методике Г.А. Шичко и других авторских её вариантах используются 4 вида слова: слов слышимое, слова видимое, слов произносимое и слово, написанное собственной рукой.
  4. Очевидно, что именно за немедицинским методиками избавления будущее, потому что проблема зависимости кроется, прежде всего, в сознании и подсознании человека.

Основная литература

  1. Невярович В.К. Порок души или почему так трудно лечатся алкоголизм и наркомания. — М.: Русский Хронографъ, 2001. ^ ^ ^
  2. Неопятидесятничество: вирус в христианстве / Сборник трудов под общ. ред игумена Анатолия (Берестова). — М.: Изд-во Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2010. — 440с. ^
  3. Иеромонах Анатолий (Берестов). Возвращение в жизнь. — М.: Изд-во Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2001. ^
  4. Шичко Г.А. Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования. / www.optimalist.narod.ru/shichko8.st.htm ^
  5. Лапшичев В. Самый верный способ расстаться с курением и начать жить. — СПб.: Изд-во «Веды», 2009. — С. 157-160. ^
  6. Клуб «Доверие». Трезвость, противокурение. Курс групповых занятий по избавлению от вредных привычек (курения, пьянства, алкоголизма) по методу Г.А. Шичко. — Курган, 1989. ^ ^
  7. Елецкий учебный центр избавления от вредных привычек. http://www.ucip.ru. ^
  8. Программа по избавлению от наркомании (Вторая ступень. Дневники № 5-16. Екатеринбург: Благотворительный фонд им. Г.А. Шичко, 1995. ^ ^ ^ ^
  9. Программа для родителей наркоманов (ступени № 1-18). Как помочь близкому человеку, который пристрастился к наркотикам. Екатеринбург: Благотворительный фонд им. Г.А. Шичко, 1995. — С. 1. ^ ^
  10. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Изд. 3-е. — М.: Магистр, 1997. — С. 30-31, 45. ^
  11. Шичко Г.А.  Маленький словарь трезвенника. ^
  12. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред. проф. Г.И. Григорьева. — СПб: ИИЦ ВМА, 2008. — С. 228-229 ^