Глава 1. СЕМЬЯ. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Семья в православной культуре

Согласно толковому словарю В.И. Даля, «семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью».1

«Основная черта древнерусской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого таинства, безусловное послушание воле Божией и безответно-кроткая покорность мужу, которая была мыслима только потому, что женская душа смирялась перед промыслом Божиим и принимала свою судьбу, счастливую или несчастливую, как благой дар свыше.

Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена верна, тиха, милосердна, кротко-терпелива, всепрощающа.

Другая черта древнерусской женской праведности — особый «чин» вдовства. Вдовство — не случайное несчастье. Благоверные княгини второй раз замуж не выходили (хотя Церковь второй брак не запрещала). Многие вдовы постригались в монахини сейчас же после погребения мужа. Подвиг супружеской жизни увенчивался подвигом иноческим… «В глубине существа своего каждая представительница высшего круга Древней Руси таила в себе инокиню», — так начинается сборник православных рассказов и воспоминаний о русских женщинах.2

В православной культуре верили, что «никто не может лучше научить нравственности, как мать». Но как этому помочь? Надобно прежде подготовить добрых матерей.

Гений и хранитель матушки Руси Константин Петрович Победоносцев, государственный деятель и примерный муж, отец и семьянин считал, что в воспитании отроковиц — будущих жен и матерей — должен преобладать не анализ, а синтез, так как аналитические методы воспитания противоречат природе женщины и пробуждают самоуверенность, гордость, заносчивость, разрушающие личность. И в современной православной литературе пишут о том, что в силу преобладания правополушарного, синтезирующего мышления у женщин, и женское образование должно быть соответствующим. Развитие же левополушарного аналитического мышления рвёт женскую психику на части и убивает веру. А без веры жена, мать — «злоносица».3

Таким образом, ценностями православной семьи являются: супружеская верность, нравственность и чистота, прежде всего, женщины. Традиционный взгляд на воспитание детей подразумевает чёткую дифференциацию по половому признаку с учётом природных врождённых качеств мужчин и женщин.

Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?

В «Психологии» Дэвида Майерса, известном учебнике, по которому учатся студенты многих университетов мира, тоже говорится об эволюционной предрасположенности мужчин и женщин к специфическим ролям в обществе. Такая предрасположенность, по мнению учёных, не является жёсткой и варьирует в зависимости от культуры и времени. Однако речь здесь идёт, в основном, об общественном разделении труда. В кочевых обществах собирателей пищи существует минимальное разделение труда по половым признакам; в сельскохозяйственных, наоборот, отличия максимальные. В индустриальных обществах — больше вариантов, но они остаются! Наблюдения показывают, что даже там, где девочки и мальчики равны по закону и имеют возможность играть вместе, девочки всё-таки предпочитают куклы, а мальчики — машины. Вырастая, мужчины гораздо больше стремятся к лидерству, чем женщины.

В XXI веке западные психологи предъявили исследования, согласно которым психологически каждый мужчина — это немножко женщина, а каждая женщина — это немножко мужчина. Иными словами, в каждой женщине могут присутствовать какие-то мужские черты характера, а в каждом мужчине — женские. Казалось бы, звучит заманчиво. Но не признать того, что усреднённое бесполое воспитание детей привело общество в целом, и семью, в частности, к глубокому кризису, не возможно.

Кризис современной семьи

Георгий Емельяненко, рассматривая проблему экологической катастрофы с религиозно-философских позиций, делает вывод о том, что небывалое разрушение биосферы планеты в ХХ веке имело целью уничтожить девственность во всей женственно-детской природе. Этим уничтожилась и первооснова нравственности у детей всех народов: стыд, совесть, милосердие.

«Разорив фундаментальный камень бытия — семью, — пишет автор, — лукавый выгнал женщину-Еву на улицу, в соцсуету, на баррикады и трибуны, на панель, высшее образование и обучение… нет более первозданного уклада и вечных родоначальных архетипов невесты, жены, матери, дочери…

Предвечный архетип отца в семье пропал без вести ещё раньше. Его святое место давно занято сверхактивным блудократом или, наоборот, сверхпассивным со-кратом — собутыльником, соразвратником. И тот и другой — заклятый враг женщины.

Инстинкт продолжения рода эмансипированных женщин, утратив опору на мужское начало, разрушается. Образованная Ева осталась на планете одна. Адам развращён, детей отобрали и разбросали на «съедение Молоху-обществу». Ева лишена всего, но совершенно свободна! Грядёт эра новых амазонок, а пока — женщины снизу-доверху отбирают у мужчин всё первенство на земле. Высокоразвитая Ева наводит свой порядок — новый матриархат. Стёрлись привычные половые семейно-социальные роли-функции… в результате необратимого вырождения мужчины и женщины, не способных, да и не желающих более быть первородными мужем и женою! Вот почему как никогда на планете прогрессивно растут бракоразводные процессы, умножаются бесполые браки, идёт транссексуальный сдвиг полов, чтобы вообще не было ни мужского, ни женского, а одна только «бес-полая плоть».4

Таким образом, по мнению Г. Емельяненко, апокалипсис высокоразвитой семьи уже состоялся. Женщину-жену испокон веков традиционно именовали хранительницей очага, устроительницей домашнего порядка, а в православии с любовью называли ещё и церковкой, а семью — малой церковью. А сейчас она, как иронично замечают современники-мужчины — «эмансипэ».

Широкое распространение сначала на Западе, а потом и в России, получил так называемый «гражданский брак». Многие авторы (например, М. Журинская: «Бессмыслица или гражданский брак»), анализируя это явление, приходит к выводу, что это словосочетание обозначает не что иное как «блуд», который не зависит ни от образования, ни от социального положения. Сожительство, именуемое гражданским браком, позволяет тому, кто передумал, бросить на произвол судьбы того, кто доверился, и причём, как правило, в тяжёлое время. Ещё хуже приходится детям, если они рождаются в таком браке (что происходит не часто): для них мама и папа — величина не постоянная, символизирующая опору в жизни, а переменная. А потом, когда дети проявляют цинизм и жестокость, винить нужно, прежде всего, тех, кто их растлил с младенчества. Ведь иного они просто не знают.

Автор статьи приходит к выводу, что современный брак имеет право именоваться таковым перед Богом и людьми только тогда, когда фиксируется и как гражданская регистрация, и как церковный брак.

Нравы, по мнению автора, упали и продолжают падать потому, что их никто не исправляет. Но свободной любви не бывает. Личная свобода заканчивается там, где начинается судьба другого человека. Метастазам порока необходимо противостоять: в своей семье, в своём окружении.5

Целомудрие

В православной литературе утверждается, что первым фундаментальным камнем в домостроительство рода человеческого Творец закладывает девство. Пречистая Дева-Богородица, рождающая Божественного Младенца, девственница. Праведный Иосиф, который самим Господом был указан как обручник Пречистой Девы, свято исполнил свой долг и стал навсегда для всех отцов-мужей первообразом верного защитника женского девства и целомудрия как святыни.

Неупорядоченное половое общение приводит к венерическим заболеваниям, уродствам, бесплодию и вырождению. Но это лишь часть проблемы. Дело в том, что беспорядочные половые связи растлевают, прежде всего, душу. Но и тело, как учат в традиционных религиях — это храм души. Известный американский католический проповедник Джош Макдауэлл в своих письмах к дочери и к сыну предупреждает, что оскорбление тела всегда является и оскорблением души, поэтому не может быть «лёгких» половых связей.

«Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести», — говорил великий русский полководец А.В. Суворов. В мусульманских странах такое отношение к женскому целомудрию и по сей день. Так работает инстинкт самосохранения нации, культуры, веры и языка. На востоке и сегодня твёрдо знают, что без всеобщей охраны девства, женщины, семьи — народ тут же развратится и потеряет всё.

Блуд разрушителен и для юноши. По учению Церкви, сохранение юношей-мужчиной девственности — жертва богоугодная. Однако женское целомудрие — это святыня, которую необходимо охранять. В силу законов антропологии в женщине любое мужское беззаконие остаётся навсегда. Сегодня уже широко известно явление телегонии, сущность которого состоит в том, что первый мужчина оставляет свой биологический, генетический след в женщине навсегда. Первый мужчина становится отчасти отцом всех будущих детей женщины.

Утраченное целомудрие может восстановиться только в браке, где муж и жена — одно целое. Единство мужского и женского начал — закон природы, как плюс и минус, тычинка и пестик, левое и правое полушария мозга.

Сегодня уже никто не отрицает, что современный человек с его преобладающим левополушарным аналитическим мышлением — это «горе от ума», враг природе, окружающим и самому себе. Без развитого второго, правополушарного мышления не может быть гармонии. У миролюбивых морских дельфинов нет признаков функциональной ассиметрии, оба полушария развиты примерно одинаково. Женщине развитое правополушарное мышление дано от природы, и это достояние нужно беречь. Мужчина и женщина вместе составляют принцип взаимодополнительности, как модель мира на земле.

Как воспитать будущего семьянина?

В 70-е годы прошлого столетия в западной психологической литературе появился термин «безмамная мама». Оказывается, что если в детстве мать ведёт себя холодно, рано отдаёт ребёнка в ясли, то и дочка, скорее всего, будет холодна со своими детьми. Чтобы ребёнок научился привязываться к кому-либо сердцем, ему необходимо сначала привязаться к собственной матери. Это поднимает проблему повышения роли матери в раннем воспитании детей. А ведь сегодня многие матери не могут и порой не хотят уделить своему ребёнку должного внимания и слишком рано отдают их в чужие руки или просто оставляют безнадзорными, ставя стремление «сделать карьеру» выше любви и заботы о собственном ребёнке.

Справедливости ради следует отметить, что такое требование фактически навязано женщине современным обществом. От женщины слишком многого ждут, а ведь жена и мать — это уже профессия, и, очевидно, первая, и обязательная профессия для каждой женщины, а потом уже всё остальное. Поэтому отчуждение жены и матери от семьи — это само по себе препятствие для создания полноценной семьи в настоящем и воспитания семьянинов в будущем.

Как воспитать будущую жену и мать?

Сегодня стали модными куклы Барби, но это не те прежние куклы Маши, которых девочки кормили из ложечки, укладывали спать и т.д. Кукла Барби — это модель не ребёнка, а взрослой девушки, у которой на уме одни наряды. И игры в такие куклы, как считают некоторые психологи, программируют девочек не на будущее материнство, а на развлечения и потребление.

Не воспитаешь будущую жену и мать, сосредоточившись лишь на обучении её танцам, иностранным языкам, тем более — компьютерным играм. Вряд ли получится достойная хозяйка, жена и мать из той девочки, которая привыкла жить в быту на всём готовом. Поэтому трудовое воспитание девочки, приобщение её к бытовому труду — это ещё и серьёзная подготовка к будущей семейной жизни.

Как воспитать будущего мужа и отца?

В современных квартирах основным занятием для мальчиков часто становятся только компьютерные игры. Мужской работы нет даже для отцов семейств (воду не носить, дрова не рубить и т.п.). Где же выход? Значит, нужно бытовую работу не делить на мужскую и женскую, а каждому делать то, что лучше получается, или любую домашнюю работу делать тому, кто в данный момент свободен. И мальчики должны быть в этом процессе полноправными участниками. Какой-то шанс для развития мужских навыков к труду даёт дача, но дачный сезон короток, а воспитывать нужно каждый день.

Лучший пример для воспитания — это справедливое разделение труда между матерью и отцом, и в современной квартире это отнюдь не механическое разделение на мужской и женский труд. Если отец семейства своей единственной обязанностью дома считает отдых на диване перед телевизором, то на такую же роль он программирует и своего сына. А значит, вырастет инфантил, не способный, ни к систематическому труду, ни к ответственности, ни к созданию прочной семьи.

Не привлекать детей к бытовому труду и постоянным обязанностям в семье — значит подкладывать мину замедленного действия под их будущую семейную жизнь, т. к. бытовые неурядицы, несправедливое разделение домашнего труда — одна из частых причин разводов.

При этом всё-таки мальчик должен оставаться мальчиком, а девочка — девочкой. К сожалению, современные мультфильмы, не говоря уже о взрослом кино, особенно западного производства, уже с малых лет стирают различия между мужскими и женскими чертами характера.

В современном кино насаждается представление о женщине как существе жестоком, властном, грубом, а о мужчине, наоборот, как безвольном и слабом. Но чаще мужчины и женщины на экране просто соревнуются в безнравственности и жестокости. А ведь традиционно женские черты — это миролюбие, терпение, доброта, умение любить и прощать.

Главой семьи традиционно был мужчина. Глава — это тот, кто берёт на себя ответственность принимать решения, но и, с другой стороны, отвечать за них. Поэтому воспитание будущего главы семьи — это воспитание в нём ответственности!

Как выбрать будущего супруга?

Есть объективные проблемы выбора супруга. Традиционно было не принято жениться или выходить замуж за человека не своего круга — чужой религии, национальности, социального положения. И это было оправданно, т. к. даже при отсутствии вышеперечисленных препятствий для достижения взаимопонимания, всегда есть достаточное количество других проблем для создания благополучной семьи.

Есть субъективные проблемы выбора. Говорят о браках по любви, по расчёту, по сватовству. Большинство считает, что браки нужно заключать только на основе любви. Однако православный священник Илия Шугаев утверждает, что жениться или выйти замуж по любви невозможно, потому что всё, что не вечно, не имеет права называться любовью. Поэтому у молодых людей есть не любовь, а всего лишь влюблённость, чувство зарождающейся, но ещё не родившейся любви. Влюблённость переживается ярче, чем любовь, но любовь рождается только там, где есть состояние единения двух людей, между которыми возникла тесная связь. Как сказано в Библии, «будут (два) одна плоть».

Согласно церковному учению о трёхсоставности человека (тело, душа, дух), есть и три уровня любви: духовный, душевный и телесный.

Совершенная любовь в браке охватывает всё существо человека так, что двое становятся одним целым. Поэтому в основе брака не только телесное влечение, но и родство душ и духа.

Смысл брака, как утверждает И. Шугаев, зависит от того, чего человек хочет в браке: иметь — жену/мужа, дом, детей или быть — мужем/женой, отцом/матерью, хозяином дома. «Иметь» подразумевает «обладать», а если вещь разонравилась, то её можно и выбросить. «Быть» — это готовность изменить самого себя ради сохранения единого целого.

Именно желание «быть» является творческим началом для сохранения семьи. В книге «Искусство любви» Э. Фром объясняет, что проблема любви — это не проблема выбора (идеальных не найдешь), а способности любить самому.

Брак — это всегда жертвенность. Только с человеком, способным жертвовать своим личным ради целого, стоит связывать свою жизнь.

И. Шугаев выделяет четыре признака неготовности к семейной жизни. Первый признак — нежелание хранить целомудрие до брака. Это чаще всего кончается быстрым разочарованием и разрывом. Второй признак — предложение вступить в так называемый «гражданский брак», то есть съехаться и жить вместе. В большинстве случаев все, кто начинают сожительствовать в гражданском браке, не оформляют своих отношений и разбегаются, даже не родив детей и лишь покалечив душу. Дети — главный смысл брака. А иметь детей в гражданском «браке» мало кто хочет. Третьим признаком, по которому можно судить о будущих проблемах, является нежелание «до поры до времени» даже в законном браке заводить детей, а пока «погулять» или «закончить институт», «встать на ноги». Это свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность за слабых и беззащитных. Четвёртый признак — аборты. Семьи, в которых свершился этот тяжкий грех, часто распадаются. Соучастие в добрых делах — ведение общего хозяйства, воспитание детей — укрепляет семью, соучастие в недостойных делах — разрушает. 6

Сегодня установлено, что окончательное созревание мозга человека наступает не раньше, чем в 20-25 лет. Социальная зрелость наступает ещё позже. И хотя для физической близости и деторождения молодые люди созревают уже к 16-18 годам, при отсутствии психической и социальной зрелости они ещё не могут адекватно воспринимать свою ответственность друг перед другом. Поэтому лучший возраст для вступления в брак, по мнению православного врача К.В. Зорина, 20-30 лет. Человек в этом возрасте уже достигает социальной и духовной зрелости, определённой степени ответственности. Однако если и в 30 лет кто-то всё ещё ждёт своего «принца» или «принцессу», не желая изменять себя, тот, скорее всего, так и не построит добрую семью, если построит вообще.

Важной причиной несостоявшихся браков является сегодня то, что до брака многие юноши и девушки курят и выпивают. На нетрезвую голову правильный выбор сделать невозможно. Одурманивающие вещества часто объединяют совершенно неподходящих друг для друга людей, что потом заканчивается скорым разводом.

Главное человеческое качество, необходимое для семейной жизни — это способность любить человека. А это больше, чем только половая любовь. Если будет любовь к человеку, то будут и терпение, и умение прощать, и готовность жертвовать личными интересами ради общих.

Как писал апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» (1 Кор. 13:4-8).

Как создать крепкую семью?

Одним из главных препятствий на пути построения крепкой семьи, по мнению психологов, является незрелость личности. Это — главная причина разводов. Мужчина или женщина, вместо того, чтобы измениться самому (самой), продолжает выбирать, иногда по многу раз, надеясь, что «наконец-то повезёт». В действительности же главная проблема супружеской жизни состоит в том, чтобы быть готовым брать на себя ответственность, преодолевать трудности, менять себя.

Мужчина и женщина необходимы друг другу. Женщина раскрывает свою женскую сущность только тогда, когда рядом с ней сильный мужчина. А мужчина становится настоящим мужчиной только рядом с мудрой женщиной, которая не внушает ему комплекс неполноценности, а помогает стать настоящим главой семьи, даже если пока он не вполне готов к этой роли. Мудрая женщина, где нужно похвалит, где нужно — ласково напомнит, где нужно — промолчит.

Мужчина умён, а женщина мудра и сердечна.

«Можно спокойно утверждать, что женщина раскрывается во всей своей красе только тогда, когда рядом с ней надёжный муж, за которым она, как за каменной стеной. Иначе её душа начинает «каменеть». И мужчина со своей стороны преображается, если рядом с ним находится кроткая и заботливая жена. Супруг, правильно выполняющий свою роль в семье, может реально изменить другого. Мужчина, будучи мужественным, делает супругу женственной. Жена, будучи женственной, может сделать мужа главой своей семьи. Поэтому в данной ситуации основной рецепт для супругов будет вполне простым: каждому вернуться к своим свойствам, к своей роли в семье», 7 — так пишет в своей книге православный священник Илия Шугаев.

Дети

Идеалом в православной культуре была многодетность (три сына или три дочери). В такой семье формировались такие качества как взаимопомощь, взаимовыручка, забота о младших и более слабых. Настоящая любовь проявляется только там и тогда, когда двое учатся любить третьего — то есть своего ребёнка, а ещё лучше — нескольких детей.

Сейчас семьи всё чаще однодетные, что лишает ребёнка полноценного развития и полноценного опыта общения с самыми близкими людьми.

Ещё одна беда — неполные семьи. Обычно — это мать и ребёнок. Такая изначальная ущербность часто служит препятствием для создания собственной полноценной семьи, потому что нет модели взаимоотношений в полной семье.

Трезвая семья

Выше уже было сказано о необходимости делать выбор будущего супруга только на трезвую голову, т. к. одурманивающие вещества часто объединяют совершенно неподходящих друг для друга людей.

Есть и другая опасность от одурманивающих веществ. Если алкоголь и табак перекочуют и в семейную жизнь, то они могут стать причиной многочисленных конфликтов и даже супружеской измены. Небогатый бюджет молодой семьи будет постоянно подтачиваться расходами на алкоголь и табак. Вместо полноценного досуга, интересных увлечений молодые люди будут разрушать себя и, прежде всего, свои души одурманивающими веществами, тем самым лишая как самих себя, так и своих будущих детей, полноценной жизни. Регулярное употребление алкоголя (по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, регулярным употреблением алкоголя следует считать 1 раз в 2 недели и чаще) и курение табака — основная причина моральной деградации, рождения умственно и физически неполноценных детей. Есть десятки причин, по которым молодой семье выгодно ещё до свадьбы сориентироваться на трезвый образ жизни. И есть две главные причины, по которым это может не получиться.

Во-первых это употребление алкоголя мужем. Причиной нередко становится вечно недовольная жена: пилит его, называет неумехой, лодырем, лентяем, тунеядцем, а у современных мужчин и без того волевые качества слабо развиты. Но вместо исправления при таком поведении жены муж часто выбирает одно: напиться и забыться. А ведь можно действовать наоборот: похвалить, поддержать, вдохновить!

Во-вторых — это отношение самой молодой жены к употреблению алкоголя и табака в семье. Если молодая женщина начнёт необдуманно следовать установившейся в последние десятилетия «традиции» — ставить по праздникам на стол алкоголь (а праздников в современной России больше, чем дней в году!) и позволять другим людям «угощать» этим веществом себя и мужа, то скоро она получит в лице собственного мужа алкоголика, а если будет ратовать за равноправие, то очень рискует ещё раньше стать алкоголиком сама. К сожалению, в этом нет никакого преувеличения. Ложное понимание равноправия толкает девушек и на «равноправие» в курении и употреблении алкоголя. А заканчивается это для слабого пола значительно быстрее и трагичнее, чем для мужчин.

В статье главного нарколога Липецкой области М. Коростина рассказывается о том, что последствия разрушительного образа жизни сегодня коснулись не только мужчин, но и женщин. В результате случилось то, что сегодня называется демографической катастрофой. «За ненадобностью» закрываются родильные дома в районных центрах (Становом, Красном, Долгоруково, Добром). Повсеместно идёт закрытие «неперспективных» сельских школ и фельдшерских пунктов.

Наркологи отмечают алкогольные запои у беременных женщин. Из родильных домов поступают просьбы проконсультировать рожениц-наркоманок, курящие женщины нередко не могут отказаться от курения даже во время беременности и после родов.

Только за один год за отчётный период в 2006 году по сравнению с 2005 годом количество женщин, состоящих на наркологическом учёте в областном наркодиспансере возросло: по алкоголизму на 22,6%, по наркомании на 34,1%, по токсикомании на 30,4%.

Более 800 женщин ежегодно получают стационарное лечение в областном наркодиспансере и, наверное, в разы больше тех, кто вообще не получает никакого лечения. От 70 до 100 женщин лечатся от белой горячки. Растёт число пациенток со средним специальным и высшим образованием.

Семейное алкогольное окружение выявлено у 65% пациенток. Все пациентки диспансера поголовно курят.

Если 8-10 лет тому назад основной возраст пациенток был 30-50 лет, то сейчас нередки случаи запойных форм алкоголизма у 20-летних. 8

Алкоголизм и наркомания носят у женщин более скрытый характер, поэтому поступают они в наркологический диспансер в очень запущенном состоянии. А помочь женщине, страдающей зависимостью, гораздо труднее, чем мужчине.

Дети от таких женщин, если они есть, чаще всего больные, со скрытыми или явными пороками развития. Они часто становятся на путь правонарушений, потребления алкоголя и наркомании.

Что касается «нелегальных» наркотиков, то это — полный крах личности, семьи и общества, потому что они разрушают намного быстрее и стремительнее, чем алкоголь и табак.

Таким образом, семья и общество держатся до тех пор, пока женщина остаётся женщиной, а мужчина — мужчиной, пока сохраняется принцип взаимодополнительности, но самое главное — пока существуют любовь и нравственность, причём любовь понимается в самом широком смысле этого слова, а не просто как половая любовь. Падение женской нравственности приводит и семью, и общество в целом к распаду и вырождению. Но женская нравственность не может удерживаться до бесконечности при том падении нравственности мужчин, которое мы имеем сегодня. Поэтому все силы общества должны быть направлены на воспитание, прежде всего, будущих отцов и матерей, а не просто на воспитание абстрактного человека, на воспитание нравственности. Остальное — приложится.

Русские пословицы и поговорки

Муж без жены — что гусь без воды.

Муж без жены, что конь без узды.

Муж — голова, жена — душа.

Муж за рюмочку, а жена за стаканчик.

Муж задурит — половина двора горит, а жена задурит — и весь дом сгорит.

Мужем жена хороша.

Мужик без бабы пуще малых деток сирота.

Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.

Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь.

Жена при муже хороша.

Женаты — богаты; холосты — бедны.

Женишься — переменишься.

Женский ум лучше всяких дум.

Первое замужество не скрасило, второе не вызолотит.

Пей воду, вода не смутит ума.

Первую рюмку ты берёшь, а вторая тебя хватает.

Полюбите вы нас чёрненькими, а беленькими всяк полюбит.

Порозно думать — вместе не жить.

Пьянство — души потопление, семьи разорение.

Ради милого и себя не жаль.

Родители берегут дочь до венца, а муж жену — до конца.

Родится роток, родится и кусок.

Род в род идёт.

Выводы к главе 1

  1. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал семейной жизни на Руси.
  2. Первым фундаментальным камнем в домостроительства рода человеческого, в православном понимании, Творец закладывает девство, целомудрие.
  3. Традиционный взгляд на воспитание детей подразумевает чёткую дифференциацию по половому признаку с учётом природных врождённых качеств мужчин и женщин.
  4. «Гражданский брак» с точки зрения русского языка и традиционных нравственных понятий — бессмыслица.
  5. Будущего семьянина нужно воспитывать с детства.
  6. Смысл брака зависит от того, чего человек хочет в браке: иметь — жену/мужа, дом, детей или быть — мужем/женой, отцом/матерью, хозяином дома. «Иметь» подразумевает «обладать», а если вещь разонравилась, то её можно и выбросить. «Быть» — это готовность изменить самого себя ради сохранения единого целого. Именно желание «быть» является творческим началом для сохранения семьи.
  7. Главное человеческое качество, необходимое для семейной жизни — это способность любить человека, а это больше, чем только половая любовь.
  8. Одним из главных препятствий на пути построения крепкой семьи, по мнению психологов, является незрелость личности. Это — главная причина разводов. Мужчина или женщина, вместо того, чтобы измениться самому (самой), продолжает выбирать, иногда по многу раз, надеясь, что «наконец-то повезёт». В действительности же главная проблема супружеской жизни состоит в том, чтобы быть готовым брать на себя ответственность, преодолевать трудности, менять себя.
  9. Мужчина и женщина необходимы друг другу. Женщина раскрывает свою женскую сущность только тогда, когда рядом с ней сильный мужчина. А мужчина становится настоящим мужчиной только рядом с мудрой женщиной.
  10. Одурманивающие вещества опасны до брака: они часто объединяют совершенно неподходящих друг для друга людей. И не менее опасны после заключения брака: они приводят семью к распаду и вырождению.
  11. Возрождение семьи, очевидно, состоит в том, чтобы восстановить те функции семьи, которые помогали нам выживать на протяжении тысячелетий. Семья — это тыл, защита от тягот внешнего мира, место наиболее комфортного удовлетворения всех потребностей личности. Семья — это разделение ролей, где мужчина чувствует себя мужчиной, а женщина женщиной. Семья — это дети, которым и будет передана эстафета жизни. Семья — это оплот общества.

Основная литература

  1. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля / Сост. Н.В. Шахматова и др. — СПб.: ИД «Весь», 2004. — С. 555. ^
  2. Емельяненко Г. Что такое экология? / О женщина! Велика вера твоя. По благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — СПб., 2000. — С. 281-292. ^
  3. О женщина! Велика вера твоя. По благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — СПб., 2000. — С. 88-89. ^
  4. Безумие перед Богом / О женщина! Велика вера твоя. По благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — СПб., 2000. — С. 317-327. ^
  5. Журинская М. «Бессмыслица или гражданский брак» // Фома. Православный журнал для сомневающихся. — 2008. — № 2 (58). — С. 82-88. ^
  6. Священник Илия Шугаев. Как сохранить семью — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009. — С. 10-16. ^
  7. Священник Илия Шугаев. Как сохранить семью — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009. — С. 66-67. ^
  8. Коростин М. А ну-ка, девушки, а ну, красавицы! // Аргументы и Факты — Липецк. — 2007. — № 12. ^

Дополнительная литература

  1. Бердяев Н. Эрос и личность: философия пола и любви. — СПб.: Изд. Дом «Азбука-классика», 2007. — 224 с.
  2. Зорин К.В. Время обнимать и время уклоняться от объятий. В поисках супружеского счастья. — М.: Русский Хронографъ, 2009. — 352 с.
  3. Зорин К.В. Об очень личном с православным врачом. — М.: Русский Хронографъ, 2009. — 320 с.
  4. Назначение женщины по учению Слова Божия. Составил священник Дмитрий Соколов. — СПб., 2007. — 92 с.
  5. Русская семья от рождения к вечности. Белый город, 2008. — 360 с.
  6. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. — М.: Художественная литература, 1988. — 431 с.
  7. Фром Э. Искусство любить / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. — 2-е изд. — СПб.: Изд. Дом «Азбука-классика», 2008. — 224 с.
  8. Josh McDowell. Why wait? Word Publishing. Dallas-London-Vancouver-Melbourne Copyright 1988.