Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков

3.1. Аддиктология, превентология или собриология?

В России независимо друг от друга профилактические исследования проводятся несколькими творческими коллективами.

Под руководством академика РАМН П.И. Сидорова разрабатывается общая превентология — междисциплинарная наука о формировании здорового образа жизни и предупреждении саморазрушающего поведения. Одним из направлений частной превентологии является наркологическая превентология, которая занимается предупреждением зависимостей от психоактивных веществ.

Автор выделяет несколько стратегий профилактики: 1) социальную — создание условий для раскрытия творческого потенциала человека, обеспечение социальной защиты; 2) психолого-экологическую — научение самосохранительной стратегии поведения; 3) педагогическую — воспитание здоровой гармоничной личности, имеющей нравственный иммунитет к любым формам отклоняющегося поведения.

Необходимыми условиями успешности профилактических программ являются системный подход и внятная антинаркотическая и антиалкогольная политика [7:2].

В московском Институте педагогики и психологии в лаборатории профессора В.В. Барцалкиной работают над программой «Аддиктология. Превентология». Цель программы — подготовка аддиктологов, превентологов — специалистов по профилактике химических и нехимических зависимостей. Будущий специалист — обязательно сам приверженец трезвого здорового образа жизни. Двойные стандарты для такого специалиста исключены!

Учёные Международной академии трезвости (МАТр) в течение последнего десятилетия разрабатывают свой, собриологический подход, к профилактике зависимостей. В центре внимания собриологии — пути отрезвления общества. Цель — не «стратегия уменьшения вреда», а трезвость. Собриологи верят, что пьянство, курение, наркомания побеждаются только полной и бескомпромиссной трезвостью.

Сумеют ли учёные объединиться в русле одного подхода, покажет время. Рассмотрим проблему профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков с позиций разных подходов в религиях и науке.

3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков

3.2.1. Религиозный подход

Известно, что употребление алкоголя запрещено в таких мировых религиях, как буддизм, индуизм, ислам и ещё примерно в 400 религиозных сообществах (см. часть 1, глава 2).

В Священной книге христиан Библии вином называют и свежий виноградный сок, и виноградную гроздь, и ферментированное (перебродившее) вино [2]. Алкогольное же вино в библейские времена было принято пить разбавленным в соотношении 2:5 (две части вина и 5 частей воды). Употребление его не запрещено, но состояние опьянения и пьянство сурово осуждаются.

В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на три течения: модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.

Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей.

Модерационисты утверждают, что вино — это дар Божий, и его не нужно запрещать.

Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и неопротестантские группы.

Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность — причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.

Прогибиционизм — это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты седьмого дня и др. прогибиционисты.

3.2.2. Научное обоснование трезвости

В современной жизни профилактика употребления всех одурманивающих веществ в немедицинских целях рассматривается с позиций двух основных подходов, которые условно можно обозначить как «превентивный» и «собриологический».

Превентивный подход принимает ситуацию, как она есть, и провозглашает «стратегию уменьшения вреда», согласно которой ситуация нуждается в улучшении, но «реалистический подход» не предполагает ничего радикального. Акцент в содержании деятельности превентологов делается на борьбе против нелегальных наркотиков — «антинаркотический».

Собриологический подход — радикальный, нацеленный на нравственный Идеал. В нём речь идёт о воздействии на коренные причины асоциальных явлений, об их искоренении: прекращение пропаганды одурманенного и безнравственного образа жизни, поэтапное ограничение доступности одурманивающих веществ до их полного изъятия из свободного обращения и немедицинского употребления, возврат к традиционным нравственным ценностям.

Согласно собриологическому подходу, профилактика — это ориентация на трезвость. Трезвый идеал может не быть полностью достижим, но цель должна быть поставлена. Кроме того, алкоголь, табак и наркотики — это «вагоны одного состава». Останавливать нужно весь состав (А.Н. Маюров).

3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)

Превентивный подход к алкогольной проблеме базируется на так называемой «теории культурного пития», активно поддерживаемой алкогольным лобби, которое щедро финансирует и пропаганду алкоголя, и «научные» исследования, результаты которых часто подгоняются под интересы заказчиков. Кроме алкогольной проблемы, к этой же стратегии относятся внедрение якобы «лёгких» и «сверхлёгких» сигарет, идея легализации «лёгких наркотиков», программы раннего полового просвещения детей и подростков и т.п.

«Стратегия уменьшения вреда» активно поддерживается в большинстве западных стран и имеет сильных сторонников в России. Иногда доходит до абсурда: в некоторых образовательных профилактических программах предлагается попробовать наркотик, а потом сделать правильный выбор. В ситуации, когда в законодательстве всех стран есть серьёзные возрастные ограничения на употребление алкоголя и табака, разговоры о свободе выбора среди подростков являются провокационными. Не находит поддержки у большинства специалистов и позиция «гуманистов» в некоторых странах, где открывают специальные кабинеты, в которых любой наркоман может получить бесплатный укол наркотика чистой иглой. Это лишь способствует ещё большему росту наркомании.

Позиция превентологов относительно алкоголя сводится примерно к следующему:

  • округление до безалкогольности (т. е. трезвости) не считается правильным подходом;
  • необходимо формирование «культуры», допускающей якобы научно обоснованное употребление алкоголя, делая всякие оговорки, как о косвенном, так и о прямом вреде тех или иных доз алкоголя, в тех или иных ситуациях. В России даже есть предложения о «создании специального института и разработке специальной программы, чтобы научить людей пить сухое вино, чтобы они переключились с крепкого алкоголя на него» [1:13].
  • правила «безопасного» употребления включают такие принципы, как «не пить в присутствии детей»; «не пить много»; «не пить каждый день»;
  • чтобы не было угрызений совести перед детьми насчёт двойной морали, рекомендуется так относиться к употреблению алкоголя: «до определённого возраста лучше не начинать» и т.д.

В последнее время среди сторонников «культуры пития» всё активнее разворачивается пропаганда привития такой культуры с раннего возраста. Предлагается подключать детей к домашним застольям, непременным атрибутом которых почему-то считается наличие алкоголя, в частности, шампанского, и угощать их разбавленным вином, чтобы дети думали, что вино — это просто «приправа» к блюдам. Пусть, мол, дети берут пример с «культурно» пьющих родителей, ведь так поступают французы, итальянцы... При этом забывают, что и французы, и итальянцы уже заплатили за такую «культуру» дорогую цену.

Что касается русской культуры, то ежедневное употребление пива и вина никогда не было нормой для народных масс. Агрессивное внедрение пивного рынка в России якобы с целью вытеснения крепкого алкоголя привело не к вытеснению, а к усугублению проблем детского и женского алкоголепотребления и спаиванию целого поколения детей. Пиво не вытеснило крепкий алкоголь, а лишь добавилось к нему.

В большинстве пьющих стран мира алкоголь запрещено употреблять до 21 года. Лекарства для детей во всех западных странах делают не на спиртовой основе. А ведь в лекарственных настойках алкоголь строго дозируется, и назначается это лекарство курсами. Значит, есть понимание того, что детям и подросткам употреблять алкоголь нельзя ни в каких дозах.

Что касается табака и наркотиков, то здесь навязать обществу «стратегию уменьшения вреда» уже сложнее. В большинстве стран понимают, что не может быть и речи о «культурном» употреблении героина или марихуаны и что целью антитабачной борьбы должно быть некурение — полный отказ от наркотика.

Ещё больше вреда «стратегия уменьшения вреда» может принести в вопросах полового просвещения, которое часто связано и с профилактикой употребления одурманивающих веществ. Под прикрытием полового просвещения (т. н. секспросвета) сегодня всё чаще преподносят физиологию взаимоотношений полов, информирование детей о средствах предохранения, половых девиациях и т.п. Такое содержание в школьном возрасте может принести только вред [5:6].

Говорить с детьми о физиологической стороне половых взаимоотношений, фактически приглашая их «попробовать» — это ни что иное, как растлевать их, возводить греховное в ранг обыденного и повседневного, провоцировать начало ранней половой жизни. Допустить это — значит сдаться перед пропагандой вседозволенности.

Истинное половое просвещение — это воспитание духовности и целомудрия, и начинать его действительно нужно с раннего возраста, дифференцируя воспитание по половому признаку. Необходимо говорить о таких понятиях, как «стыд», «нравственность», «любовь», «целомудрие», а в старших классах школы — о том, как подготовить себя к счастливой семейной жизни в будущем. Российский священник Илия Шугаев разработал цикл лекций для старшеклассников о подготовке к семейной жизни. Ряд книг по половому воспитанию издал православный врач Константин Зорин. Они предлагают такие образцы полового воспитания, которые действительно согласуются с русской православной национальной традицией.

3.2.2.2. Собриологический подход

Собриологический подход опирается на теорию трезвости, согласно которой не может быть безопасного употребления одурманивающих веществ или так называемых ПАВ. Теорию трезвости разрабатывали такие учёные, как Б. Раш, А. Форель, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский, Г.А. Шичко, Ф.Г. Углов. Нравственно-философское обоснование теории трезвости мы находим в трудах русских писателей Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого; великих русских святых Тихона Задонского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского.

Теория трезвости подтверждается многими современными научными данными, из которых ясно, что защитные свойства алкоголя — миф, легко опровергающийся при добросовестном исследовании. Всемирная организация Здравоохранения признаёт алкоголь токсичным веществом, с которым «связаны более 60 различных расстройств… Алкоголь является потенциальным тератогеном», т. е. оказывает отрицательное влияние на развитие плода [4:8]. Выводы о табаке и наркотиках ещё однозначнее и категоричнее: не может быть безопасного употребления этих веществ в немедицинских целях.

На разных людей одурманивающие вещества действуют по-разному. Одни быстро спиваются или погибают от табака, другие могут употреблять эти вещества достаточно долго без видимых последствий (хотя отрицательные последствия всегда есть). И здесь возникает этическая проблема, которую ещё в прошлые века сформулировали американский врач-психиатр Бенджамин Раш и швейцарский учёный Август Форель: «Только абсолютная трезвость самого алкоголика и его окружения гарантирует исцеление».

Другой стороной этой этической проблемы ещё с библейских времён является заповедь «не соблазни малых сих». Великий русский писатель Л.Н. Толстой обращал внимание на обе стороны проблемы:

Вот отрывок из его статьи «Богу или мамоне?»: «Теперь все люди — всё равно, хотят ли они или не хотят этого — разделены на два лагеря: одни борются против употребления бесполезного яда, пьяных напитков, и словом и делом, не употребляя вина и не угощая им; другие поддерживают и словом и делом и, сильнее всего, примером употребления этого яда.

Пьяницы стали пьяницами только оттого, что не пьяницы, не делая себе вреда, научили их пить вино, соблазнили их своим примером. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видали почтенных, уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им.

Говорят: не нами началось, не нами и кончится. Нет, нами и кончится, если только мы поймём, что для каждого из нас питьё или непитьё вина не есть дело безразличное, что каждой бутылкой купленной, каждой рюмкой выпитого вина мы служим тому страшному дьявольскому делу, от которого гибнут лучшие силы человеческие; а напротив, воздержанием от вина для самих себя и прекращением безумного обычая употребления вина на праздниках, свадьбах, крестинах мы делаем дело огромной важности, — дело нашей души, дело Божье. Только бы мы поняли это, то нами и кончится пьянство.

Только бы мы поняли то, что в деле потребления вина нет средины, и хотим мы или не хотим этого — мы должны выбрать одно из двух: служить Богу или мамоне» [9].

Из статьи «Праздник просвещения 12 января»: «Вот приходит 12 января, и в газетах печатается следующее объявление: «Товарищеский обед бывших воспитанников (выделено авт.) императорского Московского университета в день его основания, 12 января…» Всякая мать страдает, не говорю уже при виде пьяного сына, но при одной мысли о такой возможности; всякий хозяин обегает пьяного работника; всякому неиспорченному человеку стыдно за себя, что он был пьян. Все знают, что пьянство дурно. Но вот пьянствуют образованные, просвещённые люди, и они вполне уверены, что тут не только нет ничего стыдного и дурного, но что это очень мило, и с удовольствием и смехом пересказывают забавные эпизоды своего прошедшего пьянства. Дошло дело до того, что безобразнейшая оргия, в которой спаиваются юноши стариками, оргия, ежегодно повторяющаяся во имя образования и просвещения, никого не оскорбляет и никому не мешает и во время пьянства и после пьянства радоваться на свои возвышенные чувства и мысли, смело судить и ценить нравственность других людей и в особенности грубого и невежественного народа.

Мужик всякий считает себя виноватым, если он пьян, и просит у всех прощения за своё пьянство. Несмотря на временное падение, в нём живо сознание хорошего и дурного. В нашем обществе оно начинает утрачиваться».

«Я думаю… что все просвещённые люди… умеют веселиться и беседовать без вина… Пора понять, что просвещение распространяется не одними туманными и другими картинами, не одним устным и печатным словами, но заразительным примером всей жизни людей» [10:93-97].

Как видно из последней цитаты, Лев Николаевич Толстой считал недопустимым пить не потому, что лично ему это может повредить, а чтобы не соблазнять других отрицательным примером.

Главная идея собриологического подхода состоит в том, чтобы сменить вектор профилактики: бороться нужно не с последствиями, а с причинами. А причинами высокой наркотизации общества являются, прежде всего, доступность одурманивающих веществ, агрессивная пропаганда одурманенного и порочного образа жизни в искусстве и в СМИ и, как результат, — социально-психологическая запрограммированность людей на одурманивание.

Именно эти две ведущие причины побуждают большинство людей, в том числе вполне благополучных, начинать употребление одурманивающих веществ.

После приобщения вступают в свои права наркотические свойства, наступает наркотическая зависимость. Людям, в том числе вполне благополучным, начинает нравиться состояние изменённого сознания, от которого они не хотят отказываться порой даже перед лицом смерти.

Пресловутое «изменение сознания», «эйфория», согласно ряду исследований есть ни что иное, как «истолкованные ощущения». Такая ритуальная культура формируется под влиянием заблуждений и целенаправленной сознательной пропаганды, чтобы было удобнее манипулировать людьми. Меняются только названия наркотиков. Опыты на добровольцах по введению алкоголя в вену показывают, что испытуемый, не зная о том, какое вещество ему ввели, описывает свои ощущения как неприятные! Почему? Да потому, что здесь нет ситуации ожидания и нет символа. Что бы сделал человек, если бы, приняв лекарство, почувствовал головокружение, тошноту, параличное состояние в конечностях? Наверняка бы вызвал «скорую помощь» или, как минимум, сильно бы встревожился. А ведь именно эти ощущения испытывает человек при употреблении одурманивающих веществ. Но он эти ощущения игнорирует, потому что ему объяснили, что именно так нужно «расслабляться», «получать удовольствие», «общаться», «отмечать важное событие». В результате изменённое состояние сознания и организма начинает восприниматься как нечто нормальное или даже положительное [11:5-20].

Есть и другая сторона проблемы: часть людей действительно ищет забвения в наркотиках, потому что имеет серьёзные духовно-нравственные и социальные проблемы, но таких людей меньшинство. Большинство людей не стали бы искать забвения в одурманивании, если бы не агрессивная пропаганда одурманенного образа жизни и не доступность наркотиков. Поэтому собриологический подход не только не отрицает, но и обязательно предполагает и социально-психологическую помощь и деятельность по повышению защитных факторов личности.

Следовательно, система профилактики, по мнению собриологов, является системой пресса: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ плюс ЗАПРЕТ. Сознательный отказ возможен только в том случае, если вся мощь пропаганды будет нацеливать на трезвость, а не на мифическую «умеренность» в употреблении одурманивающих веществ. Запрет предполагает ограничение доступности по местам и времени приобретения, возрасту, цене. И сознательный отказ, и запрет образуют так называемую СИСТЕМУ ПРЕССА.

В маркетинговой терминологии, это СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Доступность и пропаганда наркотиков — это составляющие предложения. Спрос определяется ложными убеждениями людей относительно одурманивающих веществ и иллюзорным желанием убежать от действительности. Поэтому важны информационная работа по развенчанию мифов и заблуждений относительно одурманивающих веществ и воспитание духовно-развитой, безопасной/жизнеспособной личности, т. е. повышение психологических и социальных защитных факторов.

 

Таким образом, собриологический и превентивный подходы — это не просто научный спор о допустимости употребления одурманивающих веществ в малых дозах, допустимости обучения детей «культуре» пития или секспросвета в детском возрасте с целью «уменьшения вреда», но и важнейшая этическая дилемма.

3.3.Собриологическая концепция профилактики

3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики

Актуальность именно собриологической концепции профилактики обусловлена тем обстоятельством, что катастрофическое ухудшение духовно-нравственного состояния общества, состояния здоровья подрастающего поколения и населения в целом, а также разразившаяся в связи с этим демографическая катастрофа в значительной мере связаны с высоким уровнем наркотизации населения. Россия начала третьего тысячелетия занимает первые места по уровню алкоголизации, распространённости курения. Так дальше продолжаться не может. Западные специалисты отмечают крайнее истощение человеческого капитала в России и почти уверены, что Россия из этого состояния уже не выйдет.

По данным автора книги «Демографический кризис России в мирное время», профессора Американского института предпринимательства Николаса Эберштадта, со времён распада СССР число убийств, суицидов, несчастных случаев со смертельным исходом в России сравнимо со статистикой в странах, только ещё приходящих в себя от военных конфликтов. В качестве примеров он приводит Анголу, Бурунди и Сьерра-Леоне.

«Это не просто обширный демографический кризис, это далеко идущий всепроникающий кризис человеческих ресурсов», — цитирует Эберштадта BBC.

Эберштадт и ряд других американских экспертов заверяют, что последствия происходящего захлестнут Россию в ближайшие 20 лет. Проблема слишком резкого сокращения численности трудоспособного населения приведёт к тому, что изменится не только позиция России на международной арене, но и её границы и политическое устройство, уверяют учёные.

К столь неутешительным для нашей страны выводам исследователей подтолкнули исключительно данные по смертности, уровень которой в сравнении даже с недавно вступившими в ЕС странами бывшего советского блока зашкаливает. Причём речь идёт не только о насильственных смертях. Одним из главных тревожных факторов является очень высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Конечно, не следует понимать опасения западных экспертов буквально. Такие статьи могут быть направлены, в том числе, на нашу деморализацию. И всё же ситуация действительно очень тяжёлая и требует безотлагательного решения. Времени на раскачку больше нет! Полумерами в такой ситуации не обойтись, и стратегия уменьшения вреда не решит проблему выхода из такого тяжёлого кризиса.

3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде

Аксиомы собриологической концепции профилактики состоят в следующем: стержнем русской православной культуры всегда была духовность; наши традиционные национальные ценности — это патриотизм, семья, дети, межконфессиональный мир, любовь к природе, соборность и т.д. Стратегия уменьшения вреда себя не оправдала. Истинная национальная русская традиция, как показывает история, это — трезвость; в современной ситуации трезвость представляется труднодостижимым идеалом, но именно эта цель должна быть поставлена, чтобы было ясно направление, в котором нужно идти. Остальное — технологии.

Что касается профилактики в образовательной среде, то наша гипотеза состоит в следующем. Профилактика немедицинского употребления одурманивающих веществ будет эффективной, если:

1) на государственном и региональном уровнях, на деле, а не на словах, будет проводиться политика ограничения доступности одурманивающих веществ и будут приняты соответствующие законы; многое зависит и от гражданского общества;

2) на государственном и региональном уровнях, на деле, а не на словах, будет реально осуществляться пропаганда трезвого образа жизни, несовместимого с идеей мифического «умеренного» употребления и будут приняты соответствующие законы. Ведущую роль в этом играет информационная среда. Многое зависит и от инициативы снизу;

3) в профилактическом процессе на региональном уровне будут участвовать все субъекты профилактики образовательной среды: семья; среда образовательного учреждения; досуговая среда; при этом установится сотрудничество с медицинским учреждениями, социальными и психологическими службами.

4) в образовательной среде под трезвенной работой будет подразумеваться: а) формирование трезвенного мировоззрения; б) духовно-нравственное воспитание; в) воспитание безопасной/жизнеспособной личности (см. Приложение 1. Схема 1).

3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности

Никакие образовательные профилактические программы не будут эффективными, если в отношении ПАВ, прежде всего алкоголя и табака, не будет чёткой государственной политики. Никакие профилактические программы не будут эффективными, если не будут реализованы на региональном уровне.

В первой главе были приведены документы по ограничению употребления алкоголя и табака и немедицинскому употреблению наркотиков, подписанные Президентом и Председателем правительства. Чтобы они обрели силу закона, они должны быть приняты Государственной Думой в трёх чтениях. Выясняется, что значительное число депутатов блокирует принятие важных законов или стремится ослабить их силу. Открыто признаётся, что коррупция играет не последнюю роль в этом явлении. Ясно, что без усилий «снизу», без гражданского общества, ни Президент, ни Председатель правительства ситуацию изменить не смогут. И здесь важную роль сможет сыграть добровольческое трезвенническое движение, потому что ограничительные меры нужно отстаивать в борьбе. Алкогольно-табачный капитал и те, кто ему служат, добровольно сдавать свои позиции в столь прибыльном бизнесе не собираются.

3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни

Для целей пропаганды можно использовать три основных ресурса: средства массовой информации, потенциал формальных молодёжных организаций (молодёжный парламент, комитет по делам молодёжи и т.п.) и потенциал добровольческих трезвеннических движений.

Можно реально изменить ситуацию в конкретно взятых СМИ: после каждой публикации, пропагандирующей потребление алкоголя в той или иной форме, редактору газеты отправляется протест с альтернативной статьёй. Хотя ни одну из этих статей они могут и не опубликовать, ответные статьи будут опубликованы в трезвенной прессе. Таким образом, в информационном пространстве будет появляться всё больше и больше статей с выраженной трезвенной направленностью.

Достаточно плодотворным оказывается и сотрудничество с региональной прессой.

Например, в Елецкой городской общественно-политической газетой «Красное знамя» за период с октября 2010 по февраль 2011 гг. удалось опубликовать 5 трезвенных статей. Поддерживаются контакты с газетой студентов и преподавателей Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, где также печатаются статьи трезвенного содержания.

К сожалению, не всегда и не всё удаётся опубликовать. Самой главной проблемой представителей региональных СМИ оказывается факт их личного отношения к алкоголю и табаку. Многие журналисты и редакторы газет чаще всего не являются трезвенниками. Существует необходимость в повышении квалификации работников СМИ по проблемам наркотизма.

Что касается добровольческой трезвенной деятельности, то в разных регионах России именно трезвенническое движение не позволяет замолчать проблему.

Многое делается молодёжью Липецкого отделения Союза борьбы за народную трезвость (СБНТ) в г. Липецке. В 2010 году ребята начали с того, что очистили от мусора значительную часть лесопарковой зоны у Старо-Успенской церкви для занятий физкультурой и командных игр. Они активно распространяют листовки, пропагандирующие трезвый здоровый образ жизни, периодически проводят экологические рейды с уборкой территории от мусора. Зимой — программа на лыжах, выставки, галереи, концерты.

Как правило, мероприятия проходят в воскресенье утром.

Ребята также принимают участие в круглых столах и конференциях в Липецке, планируют создать свою футбольную команду.

Организация является открытой, членом её может стать каждый, кто согласен с Уставом. Психологического давления с целью отказа от вредных привычек не оказывается. Человеку просто предлагается вести трезвый здоровый образ жизни.

Формальные молодёжные организации часто уступают в своей активности добровольческим движениям. Очевидно, что многое в пропаганде трезвого здорового образа жизни зависит от личной позиции каждого. Нужно разговаривать друг с другом, сотрудничать со всеми, кто может и хочет помочь в изменении ситуации к лучшему.

3.3.5. Профилактика в семейной среде

С точки зрения профилактики, семья обладает как разрушительным, так и защитным потенциалом. В современном отечественном опыте профилактика в основном реализуется в виде просвещения родителей. В отличие от этого, зарубежные программы направлены на вмешательство в привычные модели семейного общения.

Как показали исследования, в России родители часто вообще отвергают информацию о наркотиках и антинаркотическом воспитании детей в уверенности, что их эта проблема не коснется. Либо родители не знают, что и как часто пьёт их ребёнок, при каких обстоятельствах, курит ли, а очень часто и наркомания застаёт их врасплох. Главные проблемы родителей: мало времени, сил, умений, нередко собственная зависимость от табака и алкоголя.

3.3.5.1. Зарубежный опыт

С точки зрения семейной профилактики, поучителен зарубежный опыт. Л.Н. Рыбакова и В.Е. Пелипас изучили опыт зарубежных программ помощи семье в вопросах профилактики и выяснили, что:

  • они ориентированы на разные группы населения и различаются по степени вмешательства в семейное воспитание;
  • различают универсальные программы для всего населения и избирательные (селективные программы) для групп риска по объективным показателям: вылечивания от созависимости, терапии семейных факторов риска, компенсации семейного дефицита социализации;
  • главное вмешательство — не информационная «накачка», а изменение семейного общения.

Семейные программы предполагают вмешательство специалистов на трёх уровнях:

1) расширение знаний: просвещение родителей по вопросам, связанным с ПАВ, с функционированием семьи, с возрастными этапами развития ребёнка;

2) поддержка желания и готовности членов семьи взаимодействовать друг с другом по новым правилам;

3) формирование продуктивных навыков и привычек семейного общения.

Двадцатилетний американский опыт показывает, что наиболее эффективными являются три способа вовлечения семьи в антинаркотическую профилактику: поведенческое обучение родителей, обучение семейным навыкам и семейная терапия.

Поведенческое обучение родителей — это в среднем 6-15 занятий по 1-2 часа в малой группе с опытным ведущим. Цель — когнитивные и эмоциональные изменения в родительском поведении: усиление положительного взаимодействия с ребёнком в игре с помощью наград за хорошее поведение, игнорирование нежелательного поведения. Улучшение навыков общения (ясные требования и предупреждение о последствиях). Родители получают домашние задания, смотрят и обсуждают видеофильмы, прослушивают краткие лекции, участвуют в интерактивных упражнениях, ролевых играх наблюдают за поведением других родителей и детей, тренируют дисциплинированность у ребёнка с помощью лишения привилегий и прогулок. Этот подход популярен среди родителей детей от 3 до 10 лет.

Обучение семейным навыкам — это своего рода комбинация совместного поведенческого обучения родителей и детей социальным и жизненным навыкам с последующими семейными практикумами. Участвует вся семья (в школе, церкви, культурном центре, пункте социальной работы). Сначала общая терапия, затем параллельно проводятся занятия с детьми и родителями, затем они воссоединяются на практикуме. Родителей обучают специальной терапевтической игре с ребёнком. Тренинг снимается на видеопленку. Ребёнка не критикуют, не наставляют, но проводят занятия по идентификации чувств, управлению эмоциями, принятию решений, сопротивлению давлению группы, по развитию коммуникативных контактов.

Семейная терапия проводится в клинике подготовленным и лицензированным психиатром-клиницистом. Проводится она, как правило, с отдельной семьёй. Особенно эффективна с родителями группы риска.

В США семейное обучение проходят до трети родителей. Популярны семейные программы «Дела семейные» (Family Affairs), в которых семья рассматривается как источник положительного и отрицательного влияния на употребление подростками ПАВ. В программу входят семейные дискуссии по вопросам, связанным с употреблением алкоголя или табака. Как показала оценка результатов программы, она сокращает употребление ПАВ как родителями, так и детьми.

В основу программы «Подготовка к годам, свободным от наркотиков» (PDFY) заложены технологии усиления семейных связей, чтобы они превысили дружеские связи в компании сверстников. Темы занятий: обзор семейных и индивидуальных факторов риска употребления ПАВ; формулирование чётких семейных ожиданий относительно алкоголя и наркотиков, укрепление семейных связей.

Ещё один американский опыт — «Программа укрепления семьи» (SFP). Курс занятий занимает 14-16 недель. Разработаны две версии программы: для начальной школы и для учащихся группы риска. Родителей и детей обучают совместной игре с применением тренерской поддержки и записью на видеокамеру. Цель программы — улучшить семейное окружение ребёнка и одновременно компенсировать дефициты его социализации. Такие программы уместны в социальном обслуживании «проблемных» семей с детьми и проводятся в центрах психологической помощи.

В зарубежном опыте (США, Германия) есть программы, адресованные дисфункциональным семьям с разными рисками: школьная неуспеваемость, правонарушения, проблемное поведение и т.д. Многие профилактические программы включают и медицинское лечение.

В Германии вовлечение в профилактику наркомании осуществляется родительскими объединениями при протестантских общинах или при поддержке социальных работников. Здесь они пытаются найти грань между развитием самостоятельности у ребёнка и включением его в общественные нормативы. В Германии есть и группы самопомощи родителей со сходными проблемами.

Основные выводы и рекомендации при оказании помощи семье в школе или в учреждениях социального обслуживания:

1) необходимо улучшить семейные отношения: снизить конфликтность, улучшить общение, увеличить совместное времяпровождение, усилить планирование и организованность в семье;

2) усовершенствовать навыки родительства: повысить положительное внимание к ребёнку, усилить эмпатию по отношению к нему, уменьшить проявления психической и физической агрессии, усилить дисциплину, прекратить самим употребление ПАВ и прекратить предлагать их детям;

3) развить у ребёнка спектр необходимых социальных навыков: усилить коммуникативные навыки, навыки контроля над гневом и навыки отказа в ситуации предложения одурманивающего вещества в компании сверстников; улучшить способность распознавания эмоций, ослабить агрессивность, повысить самооценку, предотвратить интерес к одурманивающим веществам. [6:108-116].

Таким образом, в ряде стран созданы эффективные системы профилактики, предусматривающие не только информационную работу, но и конкретную социальную и психологическую помощь.

3.3.5.2. Отечественный опыт

Существует заблуждение, что серьёзный опыт профилактической работы с семьёй имеется только на Западе. Кандидат педагогических наук, заместитель директор Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского Г.В. Гусев считает, что фактически весь опыт обществ трезвости в дореволюционной России был, прежде всего, опытом семейным.

Русский педагог С.А. Рачинский, отдавший 30 лет воспитанию крестьянских детей, пришёл к выводу, что ничего не может сделать даже для лучших своих учеников, не научив их трезвости. Лучшей формой трезвенной работы с детьми он считал работу при церковном приходе. Учащиеся и их родители давали обеты трезвости. Позже к Рачинскому потянулись и крестьяне из соседних деревень.

Св. Праведник И. Кронштадтский создавал Дома трудолюбия. В его домах всё было направлено на возрождение нормальной семьи. Здесь обучали всем видам ручного труда, работала воскресная школа, были рисовальные классы.

В опыте И.П. Мордвинова есть описание организации трезвых семейных вечеров, праздников и юбилеев, есть программа курса учения о трезвости для начальных школ. И.П. Мордвинов указывал, что трезвенник-пропагандист должен быть, прежде всего, семейным педагогом.

Иеромонах игумен А.Л. Горшков указывал, что самая активная программа трезвости закладывается в семье. Все дореволюционные трезвенники говорили о необходимости врачевания семьи, малой церкви.

В дореволюционном опыте Рожественского Аргамаченского общества трезвости в г. Ельце Орловской губернии (сегодня — Липецкая область), созданного по инициативе священника Николая Брянцева, акцент был сделан также на работу с семьёй. Члены общества, которые смогли пережить все войны и революции, прожили по 90 и более лет, были многодетными и передали эстафету трезвости своим потомкам до наших дней.

В советской России после отмены «сухого закона», когда проблемы пьянства вновь обострились, в борьбе за трезвость участвовали и дети: проходили пионерские трезвенные марши, в дни выплаты зарплат дети с плакатами встречали своих отцов у предприятий с призывом «нести всю получку домой».

Опыт семейной трезвенной работы на православной основе был возрождён в наши дни.

По инициативе А.Л. Бубурина 5 декабря 1992 года был создан первый семейный клуб трезвости при Никольской церкви в с. Ромашково Московской области. Задача в семейных клубах — освободиться не только от алкогольной зависимости, а от всех греховных страстей.

Кроме регулярных встреч и занятий членов клуба, у клуба два основных основные направления работы: 1) профессиональный театр «Камерная сцена» под руководством Михаила Щепенко и 2) любительский театр из самих общинников, на сценах которых прорабатываются проблемы, приводящие к пьянству и другим греховным страстям.

По мнению Г.В. Гусева, необходимо создавать комплексы семейной социальной реабилитации, состоящие из: во-первых, воскресной школы, во-вторых, обществ трезвости и, в-третьих, церковно-приходской школы.

Есть и светский положительный опыт работы с семьёй.

В частности, в Липецкой области действует областная общественная организация «Родители против наркотиков».

Основные программы и ресурсы организации:

1. Работа офиса. Обеспечение работы групп и тренингов, консультации по телефону и первичный приём, семинары. Распространение литературы, заседания президиума, координация программ, решение оперативных вопросов организации и Центра по проблемам наркомании.

2. Телефон доверия, информация и консультации по проблематике.

3. Первичный приём (бесплатно) — встреча, на которую приходят все зависимые (наркоманы, алкоголики и токсикоманы) и созависимые. Даётся информация о формах и методах лечения, о медучреждениях и реабилитационных центрах, разъясняются вопросы о наркомании и других зависимостях, предлагается начать работу в программах поддержки.

4. Постоянно действующий семинар — читаются лекции, проводятся информационные встречи с представителями лечебных учреждений и программ, групповые консультации по отдельным направлениям проблемы.

5. Групповые тренинги — занятия с консультантами (по предварительной записи)

6. Индивидуальные занятия с консультантом-психологом (платные).

7. Консультации юриста (по предварительной записи).

8. Занятия клуба AN (анонимные наркоманы) «Волна» по «12 — шаговой» программе специалистами.

9. Занятия клуба «Нет ничего невозможного» для созависимых.

10. Выполнение проектов «Новые подходы в профилактике наркомании поколения NEXT и «Семья должна и может уметь оградить ребёнка от наркомании» [8;10].

В ноябре 2010 года при поддержке областной администрации на базе Липецкого областного наркодиспансера стартовал социальный проект, условно названный «Школа для родителей». Его цель — психологическая, социальная и при необходимости медицинская помощь кандидатам на лишение родительских прав. За первые три месяца эксперимента в центр пришли 34 человека, 14 из них активно посещали «Школу для родителей», и 10 из них сегодня достойно держатся, не пьют, работают. В первые четыре месяца 2011 года в «Школу для родителей» пришли ещё 26 человек в возрасте от 24 до 50 лет. Работа успешно продолжается.

Есть в Липецке и семейный клуб трезвости «Родник», созданный ещё во времена антиалкогольной кампании середины 80-х годов прошлого столетия. Члены клуба сохранили старые связи, воспитали трезвых здоровых детей, растят внуков. Дети трезвенников не имеют проблем с алкоголем и наркотиками.

Ежегодно в начале июля на оз. Еланчик Челябинской области собираются целыми семьями сотни трезвенников со всей России и гостями из стран ближнего зарубежья. Это — время активной учёбы и активного отдыха с песнями, народными танцами, играми. Дети трезвенников, как правило, тоже выбирают трезвый образ жизни. Семьи трезвенников обычно прочнее, чем семьи обычных граждан, разводы среди трезвенников — редкость. Трезвенники на деле показывают, что трезвость — лучшая профилактика наркотических и других проблем. Сознательная трезвость становится образом жизни для всей семьи.

Следует вывод: было бы побольше трезвых семей, не понадобились бы реабилитационные центры.

Таким образом, все специалисты сходятся в одном: с семьёй нужно работать, Родителям необходимо помогать в овладении сложным искусством родительства. В организованной трезвой среде это обычно достигается просто в процессе трезвого образа жизни родителей и детей (см. Приложение 2. Схема 2).

3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений

Под системой образовательных учреждений следует понимать сложившуюся систему российского образования: детсад-школа-вуз. Большинство специалистов согласно с тем, что профилактическую работу следует начинать с детского сада.

В учебно-воспитательных планах школ в настоящее время место профилактических мер не определено. Сложилась практика проведения занятий по профилактике употребления ПАВ в рамках учебных дисциплин и внеурочной деятельности (классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия) полностью принимается большей частью экспертов. Однако поддерживается и идея введения специального профилактического предмета. Важнейшей проблемой при этом является готовность работников образовательных учреждений к осуществлению профилактической деятельности [3:50-60].

Что касается университетов, то здесь, как и в школе, полезно было бы включать профилактическую информацию в курсы учебных дисциплин, разрабатывать специальные программы для целевых групп студентов, желающих бороться с алкогольной и табачной зависимостью. Кроме того, на базе университетов можно осуществлять подготовку специалистов двух профилей: для добровольческой трезвенной деятельности и педагогической трезвенной деятельности. Наконец, на базе университетов можно проводить курсы повышения квалификации по профилактике.

В Елецком государственном университете им. И.А. Бунина на факультете дополнительных педагогических профессий уже 15 лет ведётся факультатив по подготовке будущих учителей к трезвенной деятельности в школе. Вторым направлением в 2010-2011 годы стала подготовка добровольцев. В числе ближайших планов на осень 2011 года — ведение курсов повышения квалификации для учителей, психологов, журналистов и т.д.

Чтобы профилактическая деятельность в образовательном учреждении была более эффективной, необходимо объединяться в клубы или союзы: союз трезвых учителей, союз трезвых родителей, школьные или студенческие клубы трезвости и здоровья.

3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения

Как уже было сказано, формирование научного мировоззрения можно осуществлять как в процессе изучения курсов учебных дисциплин (ОБЖ, биология, химия, история, русский язык, литература, иностранный язык), так и на отдельных уроках (занятиях-беседах) «Культура здоровья», «Полезные привычки» и т.п.

Системный подход. При формировании мировоззренческих трезвенных знаний предпочтительным является, прежде всего, системный подход, т. е. необходима передача полноценных знаний о медицинских и социальных последствиях употребления известных и доступных в данном регионе одурманивающих веществ в соответствии с возрастными особенностями, полноценные сведения по истории вопроса. Было бы правильно, чтобы выпускники школы после изучения курсов химии и собриологии имели чёткое представление о том, что такое алкоголь и табак, их химический состав; каково истинное, а не мифическое воздействие этих веществ на организм человека и всех живых существ.

Целый ряд учебных предметов можно использовать как бы «невзначай», «в тему».

На уроках литературы можно обратить внимание учащихся, например, на то, что Евгений Онегин и Василий Печорин не курили; что когда самые завидные женихи на всю округу Онегин и Ленский трижды приезжали в семью Лариных, то один раз их встретили чаем, в другой раз брусничною водой и только в третий раз, в день рождения Татьяны, появился алкоголь, что закончилось дуэлью и гибелью Ленского.

  Поучительным является роман Л.Н. Толстого «Война и мир», где герои чаще всего пьют чай, а не алкоголь. Всё это — косвенные свидетельства истинного образа жизни русского общества не в таком уж далёком прошлом. На уроках русского языка можно предложить диктанты, сочинения, изложения, просто упражнения с соответствующим содержанием, когда даже не нужно ничего комментировать, что даже лучше для подсознательного восприятия.

На уроках истории можно полностью разоблачить миф об «извечном русском пьянстве», развеять романтику фронтовых ста грамм, которые, по свидетельству многих, не помогали, а мешали воевать и часто вели к неоправданным жертвам.

  На уроках математики полезно сообщить, что древнегреческий математик Пифагор абсолютно не употреблял вина и не велел это делать своим ученикам, т. к. считал, что занятия математикой не допускают одурманивания рассудка. Можно предложить арифметические задачи антиалкогольного содержания — такой опыт был в дореволюционной России [12].

На уроках физики можно рассказать о знаменитом физике Ландау, который был трезвенником, но если всё-таки его уговаривали выпить фужер шампанского на Новый год, он уходил на месяц в отпуск, уверяя, что не может после этого заниматься физикой.

И Пифагор, и Ландау метко подметили то, что доказано сегодня наукой: даже малые дозы алкоголя нарушают процессы тонкого мышления и снижают творческий потенциал личности.

На уроках географии полезно обратить внимание на страны, где соблюдается «сухой» закон или есть серьёзные ограничительные меры.

На уроках физической культуры необходимо указать на несовместимость спорта и одурманивающих веществ. К сожалению, пропаганда одурманенного образа жизни дошла уже и до спорта: в 2010 году российские футболисты потерпели позорное поражение на чемпионате мира. Потом выяснилось, что за месяц до соревнований они время от времени «расслаблялись» с помощью пива и кальяна.

Если бы в нашей школе детям рассказывали об этом, наркотических проблем в обществе было бы гораздо меньше. Очевидно, необходимо разработать специальные дополнительные материалы по курсам учебных дисциплин для учителей-предметников и рекомендовать их использование в процессе преподавания соответствующих дисциплин.

Кроме системного подхода, при формировании научного мировоззрения важными являются диагностический, культурологический, личностно-ориентированный, герменевтический и другие подходы.

3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование основных нравственных понятий, учит различать Добро и Зло, и оно должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс через формирование личностного отношения к традиционным национальным ценностям. Большой потенциал содержат уроки русского языка и литературы, факультатив «Основы православной культуры» или «История религий», внеурочная деятельность учащихся по сохранению и восстановлению памятников старины, экологические рейды и т.п. Духовно-нравственное воспитание осуществляется, прежде всего, с позиций ценностного (аксиологического), антропологического, герменевтического, личностно-деятельностного подходов (см. главу 2).

3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности

Воспитание безопасной/жизнеспособной личности — это деятельность по повышению защитных факторов личности. Это — оказание социальной и психологической помощи, тренинги общения, решение проблемных и конфликтных ситуаций, арт-терапия, занятия физкультурой и спортом, помощь в организации оптимального режима дня и т.д. Здесь оправданы синергетический, социализирующий, герменевтический, эко-психотерапевтический подходы (см. главу 2).

3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении

В большинстве педагогических подходов указывается на роль примера в воспитании детей. Если мы хотим воспитать трезвое поколение, то двойных стандартов быть не должно. Это не значит, что всех нужно немедленно загнать в общества трезвости. Однако трезвым силам образовательного учреждения необходимо объединяться. Это могут быть союзы трезвых учителей, родителей, клубы трезвости и здоровья со своими уставами и принятием гражданских обетов трезвости, объединяющие учителей, родителей и учащихся.

Необходимо понимать: чем больше трезвых людей в коллективе, в обществе в целом, тем легче отстаивать идеи трезвости и строить трезвую политику, как отдельного образовательного учреждения, так и всего государства. В одной из самых трезвых стран Европы Швеции уставы школ нередко запрещают употреблять алкоголь и табак, как детям, так и учителям. Большая часть членов правительства Швеции состоит в разных трезвеннических организациях. Это позволяет не уклоняться от трезвой политики, потому что трезвые люди отстаивают трезвость.

Таким образом, профилактика в системе образовательных учреждений, и в школе в частности, предполагает: 1) деятельность по формированию трезвенного мировоззрения (на отдельных уроках, в курсах преподавания отдельных учебных дисциплин и в процессе внеурочной работы); 2) деятельность по духовно-нравственному воспитанию и воспитанию безопасной/жизнеспособной личности; 3) формирование трезвой воспитательной среды: союз трезвых учителей; союз трезвых родителей; клуб трезвости и здоровья для учащихся, родителей и учителей; школьный театр и т.п. (см. Приложение 3. Схемы 3а, 3б).

3.3.7. Профилактика в досуговой среде

К досуговой сфере или сфере неформального общения следует отнести, прежде всего, учреждения дополнительного образования, спортивные и дворовые клубы, детские площадки, кино, театр и т.д.

Одним из мифов алкогольно-табачного капитала является то, что как только будет построено достаточное количество спортивных объектов и создано клубов по интересам проблема (интерес к ПАВ) сама по себе «рассосётся». Они даже оказывают спонсорскую помощь в строительстве и создании таких объектов, в проведении спортивных соревнований («Всё что угодно, только давайте не будем трогать доступность и пропаганду алкоголя и табака»).

Разумеется, условия для проведения досуга нужны, но если надеяться только на это, оставляя доступность и пропаганду без внимания, то проблема решена не будет. Курить табак и пить пиво для многих оказывается более лёгким занятием, чем активный досуг. Это подтверждается нашими наблюдениями и мнениями специалистов по организации досуга.

Например, Елецкий фитнес-клуб «Галактика» нередко пустует, зато рядом в сквере вот она — молодёжь, с сигаретами в зубах и банками пива в руках. Ещё несколько десятилетий назад, в советские времена, никаких особенных условий для проведения досуга у детей и молодёжи не было, но они были гораздо трезвее нынешних и поэтому не унывали: устраивали спортивные игры во дворах, ходили в походы.

Отсюда вывод: чтобы деятельность в досуговой сфере была эффективной, необходимо вести работу и по ограничению доступности АТН, и по ограничению пропаганды АТН. Если во дворе дома торгуют спиртным, а рядом висит соблазнительная реклама, что «пиво — напиток для всей семьи», не факт, что потуги организовать досуг будут на стороне положительных сил. Выход один — «прикрыть» все алкогольные точки. Молодёжные праздники, общественные мероприятия следует проводить в абсолютной трезвости. В ряде городов России имеется опыт запрета на продажу спиртного в дни народных гуляний (День города, молодёжные праздники).

Важным направлением работы с детьми считается обучение ручным ремёслам, умениям делать что-то собственными руками. Для мальчиков интересным может быть авиамоделирование, для девочек — шитье, вязание, изготовление игрушек.

Досуг — это также организация экскурсий, паломнических поездок по святым местам, туристических поездок, культпоходов в кино, театр, музей.

Таким образом, формирование трезвой досуговой среды — это ограничение доступности алкоголя и табака и популяризация трезвых альтернатив. (см. Приложение 4. Схема 4).

3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга

Формы работы:

  • общественный патруль, контроль доступности и рекламы АТН;
  • общественные клубы (спортивно-оздоровительные, по интересам);
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • центры социально-реабилитационной направленности.

Содержание работы:

  • благоустройство микрорайона;
  • конкурсы на лучшие дворовые площадки;
  • помощь в устройстве на работу подростков во время каникул;
  • помощь в восстановлении памятников старины;
  • паломнические поездки по святым местам, туристические поездки, культпоходы в учреждения культуры и т.п.

Таким образом, досуговая сфера важна, но досуг должен стать трезвым, нужно учить детей и молодёжь, да и взрослых тоже, отдыхать трезво. Активный досуг увлекает в основном трезвых ребят. Трезвость — необходимое условие.

Выводы к главе 3

  1. В России независимо друг от друга профилактические исследования проводятся несколькими творческими коллективами. Говорится об общей превентологии, наркологической превентологии, аддиктологии, собриологии. В данной работе отстаивается собриологический подход, как наиболее адекватный, по мнению автора, в сложившихся условиях.
  2. Главная идея собриологического подхода состоит в том, чтобы сменить вектор профилактики: бороться не с последствиями, а с причинами. Это, прежде всего, доступность АТН и социально-психологическая запрограммированность на одурманенный образ жизни. Именно эти две главные причины заставляют даже вполне благополучных людей употреблять одурманивающие вещества. Следовательно, система профилактики, по мнению собриологов, прежде всего, является системой пресса: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ плюс ЗАПРЕТ. Право на адекватные законы и ограничение доступности «легальных» и «нелегальных» наркотиков и пропаганды одурманенного образа жизни завоёвывается в борьбе с интересами алкогольно-табачно-наркотического капитала.
  3. Третьим направлением работы является деятельность по повышению защитных факторов личности, социальных и психологических, которая осуществляется, прежде всего, в региональной образовательной среде.
  4. Региональная образовательная среда это — среда образовательного учреждения, семейная среда, досуговая среда.
  5. Только образовательные программы обладают невысокой эффективностью.
  6. Важнейшим условием успешности профилактики в образовательной среде является деятельность государства и регионов по ограничению доступности и пропаганды АТН, чёткая антиалкогольная/антитабачная/антинаркотическая политика, а ещё лучше — трезвая политика.

Основная литература

  1. Беляевъ М. М., Беляевъ С. М. Сборникъ задачъ противоалкогольнаго содержанія. Пособіе при преподаваніи арифметики въ низшихъ школахъ всехъ ведомствъ. Москва, 1914 г. // http://www.literatura.tvereza.info/02/Beliaevy/sbornik-zadach-1914_ru.html
  2. Клименко Иван Петрович. Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева. Аттестационная работа. М.: 2011. // http://www.literatura.tvereza.info/10/Klimenko/obraz-i-znachenie-vina_ru.html
  3. Колесова Л. С. Профилактика рискованного поведения подростков // Педагогика. — 2005. — № 8. — С. 50-60.
  4. Комитет экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с потреблением алкоголя. Второй доклад // http://narod.ru/disk/1705/20700/expert alcogol.rar.html
  5. Полночный крик, который не услышан // Трезвое слово. — 2011. — № 1 (15). — С. 6.
  6. Рыбакова Л. Н., В.Е. Пелипас. Зарубежный опыт привлечения семьи к участию в антинаркотической профилактике // Педагогика. — 2009. — № 9. — С. 108-116.
  7. Сидоров П. И. От декларативной профилактики к профессиональной превентологии // Пока не поздно. — 2009. — 33 (228). — С.2.
  8. Справочное пособие по ресурсам помощи Липецка и Липецкой области для зависимых от наркотиков и алкоголя, ВИЧ-инфицированных, родственников и специалистов. — Липецк: Липецкая областная общественная организация «Родители — против наркотиков», 2009. — 64с.
  9. Толстой Л. Н. Для чего люди одурманиваются? // Для чего люди одурманиваются. М.: Моск. Рабочий, 1988. — С. 75-93.
  10. Толстой Л. Н. Праздник просвещения 12 января // Для чего люди одурманиваются. М.: Моск. Рабочий, 1988. — С. 93-97.
  11. Фекьяер Х. О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? Киев: Международная Независимая ассоциация трезвости. — С.5-20.